• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 26.06.2023, 10:43

    Как ведут себя подростки из приемных семей в ситуации фрустрации?

    Как ведут себя подростки из приемных семей в ситуации фрустрации?

    Как ведут себя подростки из приемных семей в ситуации фрустрации?

    Этим вопросом задалась студентка Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ Анастасия Яковлева. В рамках своей дипломной работы она изучила отношение подростков к приемным родителям или опекунам, эмоциональную связь с ними, самоощущение внутри семьи и реакцию на ситуации фрустрации.

    Фрустрация – это психологическое состояние, когда человек сталкивается с препятствиями, которые не позволяют ему достичь поставленной цели, исполнить желание или удовлетворить потребность. Гипотеза студентки о том, что в такой ситуации подростки из приемных семей испытывают агрессию, не подтвердилась.

    Привязанность к родителям у подростков в обычных и приемных семьях оказалась одинаково сильной – во всяком случае различий выявлено не было, – рассказывает Анастасия Яковлева. – Оказывается, на самом деле подростки чувствуют очень сильную благодарность по отношению к своим приемным родителям или опекунам за то, что те дали им возможность снова обрести семью. Это значит, что они могут повторно развить отношения привязанности, и все зависит от того, как приемные родители будут к ним относиться.

    Проективные методики дали очень неожиданный результат и выявили значительные отличия между группами. Подростки, воспитываемые приемными родителями или опекунами, показали заниженную самооценку и низкую значимость в семье. Во время ситуаций лишений и стресса они демонстрировали чувство вины и избегание осуждения, в то время как подростки из биологических семей проявили внешне агрессивные тенденции, направленные на защиту своей личности.

    Моя гипотеза изначально была прямо противоположной и подтверждалась теоретическими знаниями, но в жизни получилось совсем иначе, и нам удалось найти этому интерпретацию, – объяснила студентка.

    За помощью в проведении исследования Анастасия обратилась в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие» и благотворительный фонд «Солнечный город». Была сформирована группа из подростков, воспитывающихся в замещающих семья, группу их сверстников из кровных семей набирали в лицее № 9. В каждой было по 34 человека в возрасте от 11 до 17 лет. Каждый ребенок прошел анкетирование, два психологических опросника и две проективные методики.

    Девушка признается: до этого ей не приходилось общаться с подростками из приемных семей, поэтому опасалась, что ее вопросы могут спровоцировать у них агрессию или стресс, но этого не произошло. Хотя налаживать контакты все же было трудно: приходилось преодолевать негативизм со стороны испытуемых.

    В процессе исследования я выяснила, что в психологической диагностике и сопровождении подростка и его семьи целесообразнее использовать проективные методики психологии. Только с помощью них мною были найдены различия в изучаемых группах. К тому же, самим подросткам было интереснее проходить именно эти методики – это прибавляло им мотивации и желания участвовать в исследовании дальше, – пояснила Анастасия.

    Фото с сайта nsu.ru

    Другие новости на тему

    Популярное