Как ведут себя подростки из приемных семей в ситуации фрустрации?
Как ведут себя подростки из приемных семей в ситуации фрустрации?
Этим вопросом задалась студентка Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ Анастасия Яковлева. В рамках своей дипломной работы она изучила отношение подростков к приемным родителям или опекунам, эмоциональную связь с ними, самоощущение внутри семьи и реакцию на ситуации фрустрации.
Фрустрация – это психологическое состояние, когда человек сталкивается с препятствиями, которые не позволяют ему достичь поставленной цели, исполнить желание или удовлетворить потребность. Гипотеза студентки о том, что в такой ситуации подростки из приемных семей испытывают агрессию, не подтвердилась.
– Привязанность к родителям у подростков в обычных и приемных семьях оказалась одинаково сильной – во всяком случае различий выявлено не было, – рассказывает Анастасия Яковлева. – Оказывается, на самом деле подростки чувствуют очень сильную благодарность по отношению к своим приемным родителям или опекунам за то, что те дали им возможность снова обрести семью. Это значит, что они могут повторно развить отношения привязанности, и все зависит от того, как приемные родители будут к ним относиться.
Проективные методики дали очень неожиданный результат и выявили значительные отличия между группами. Подростки, воспитываемые приемными родителями или опекунами, показали заниженную самооценку и низкую значимость в семье. Во время ситуаций лишений и стресса они демонстрировали чувство вины и избегание осуждения, в то время как подростки из биологических семей проявили внешне агрессивные тенденции, направленные на защиту своей личности.
– Моя гипотеза изначально была прямо противоположной и подтверждалась теоретическими знаниями, но в жизни получилось совсем иначе, и нам удалось найти этому интерпретацию, – объяснила студентка.
За помощью в проведении исследования Анастасия обратилась в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие» и благотворительный фонд «Солнечный город». Была сформирована группа из подростков, воспитывающихся в замещающих семья, группу их сверстников из кровных семей набирали в лицее № 9. В каждой было по 34 человека в возрасте от 11 до 17 лет. Каждый ребенок прошел анкетирование, два психологических опросника и две проективные методики.
Девушка признается: до этого ей не приходилось общаться с подростками из приемных семей, поэтому опасалась, что ее вопросы могут спровоцировать у них агрессию или стресс, но этого не произошло. Хотя налаживать контакты все же было трудно: приходилось преодолевать негативизм со стороны испытуемых.
– В процессе исследования я выяснила, что в психологической диагностике и сопровождении подростка и его семьи целесообразнее использовать проективные методики психологии. Только с помощью них мною были найдены различия в изучаемых группах. К тому же, самим подросткам было интереснее проходить именно эти методики – это прибавляло им мотивации и желания участвовать в исследовании дальше, – пояснила Анастасия.
Фото с сайта nsu.ru
Комментарии