Игорь Растеряев: «Новосибирск не провинциальный город!»
Игорь Растеряев: «Новосибирск не провинциальный город!»
Популярный артист 1 декабря даст новый концерт в ДКЖ. Незадолго до выступления Игорь ответил на вопросы нашего корреспондента.
– Что услышат новосибирцы?
– Город Новосибирск – один из наиболее часто посещаемых мною городов. В прошлом году концерт был тоже зимой, помню прогулки по заснеженному Новосибирску, театр «Красный факел». Люблю приезжать в Новосибирск. Помню, ещё в первый приезд меня этот город удивил тем, что он очень не провинциальный, центровой. Я всем, помнится, когда вернулся в Питер, сказал: это такой же город, как Питер и Москва по своему культурному развитию, просто очень далеко.
А программа моя все 11 лет представляет собой репертуарно плавно увеличивающийся разговор о главных для меня вещах с людьми, пришедшими на концерт – для которых поднимаемые мною темы также близки. Надеюсь, так будет и на этот раз.
– Увы, концертов в последнее время крайне мало – по известным причинам. Пишутся ли новые песни?
– Песня всегда проходит такие этапы. Для начала нужна болванка – собственно музыка, на которую впоследствии делается песня. Само по себе наличие такой музыки совсем не значит, что скоро появится песня, ибо для этого нужно понять, про что эта музыка и попытаться услышать там образные, а лучше прямо текстовые манки – то есть в прямом смысле готовые строчки текста. Часто они возникают, когда ещё сам до конца не знаешь, про что именно будет текст. Хорошо, если эти куски станут в начало или ты услышишь их в финале. Это резко облегчает задачу. А дальше, как говорится, человек и часы – садись и штурмуй. В плане написания текста. Или отложи, коль понимаешь, что не идёт, но приступай снова. И вот этот процесс он и есть самый мучительный и долгий чаще всего. Поэтому ответить на вопрос, пишется или нет, весьма сложно именно по этой причине. Музыка так или иначе какая-то всегда крутится и придумывается, что не означает совершенно, что из неё вскоре родится песня, равно как и наоборот.
– Недавно я поговорил с актёром и музыкантом Василием Уриевским. После 10 лет жизни вне театра он вернулся в актёрскую стихию. Вы никогда не думали снова стать актёром?
– Думал, и даже стал им. Правда, всего на один вечер – на премьере своего моноспектакля «Это чё за балаган?!!», поставленного моим другом и однокурсником Юрой Евдокимовым по одноименной книге, которую я писал 17 лет. Далее началась пандемия, которая не дала больше этот актёрский спектакль играть. Жду не дождусь снятия всех ограничений, чтобы окунуться, как вы сказали, в актёрскую стихию.
– Вы относите себя к брошенному поколению. А какое поколение появляется в наше время?
– Ну, не к прямо брошенному – прибедняться-то так тоже не надо. А к поколению, которое в идеологическом плане выгребало само в условиях идеологического вакуума. И тут кому как повезло. У меня, например, были прекрасные советские учителя, родители и хуторская жизнь, которая тянула наверх и внушала человеческое и хорошее. Многим же не повезло. Песня «Ромашки» в том числе и про это, не говоря уже о песне «Про детство». Насчёт современного поколения судить не берусь – мало общался. Это нужно с ними внутри вариться, чтобы понять. Так, на погляд, кажется, они более информированы, довольно вежливы и прагматичны. И чудится мне, их меньше, чем нас, можно чем-то удивить и надолго увлечь, хотя тут я, возможно, и не прав.
– В ноябре – День гармониста. Как отмечаете его?
– Как день рождения моей мамы. У неё в этот же день (улыбается).
– С кем вам хотелось бы сыграть или спеть на одной сцене, в клипе?
– Нет таких задач – с кем-то именно. Тут же, прежде всего, надо понимать, про что спеть. В этом же смысл того, что ты делаешь. А с кем спеть, если изначально думаешь, то, получается, ты не материал хочешь явить и про кого-то песней рассказать, а себя больше: мол, смотрите, кто со мной (улыбается).
– Книжные новинки читаете? Прилепин, Водолазкин, Сенчин – интересны ли вам эти авторы?
– Вот недавно читал историка по фамилии Куц – очень интересно, про Дон XVII века пишет. Астафьева перечитал «Прокляты и убиты». Кочергина Эдуарда очень люблю. Из авторов, кого вы назвали, внимательно пока никого не изучил, но, думаю, доберусь и до них.
– Вы владеете балалайкой. Ваше мнение о творчестве Алексея Архиповского? Слышали его живьём?
– Да, ходил на концерт. Ну, что тут сказать? Всё и так всем понятно: гений и маг. Я на балалайке играю мелодий четыре-пять, поэтому про владение не стал бы всерьёз комментировать (улыбается).
– Кого считаете героями нашего времени? Музыканта Шевчука, лётчика Толбоева, борца Хабиба, докторов?
– Сейчас время такое, в отличие от ранешнего, что не может быть одного явного героя типа Гагарина. Ибо поле информационное такое огромное и так много культур, национальностей, интересов и поколений, что каждый выбирает себе что-то своё и какого-то наиболее близкого своему мироощущению героя. А Юрий Шевчук – это мой любимый музыкант с самого детства, я с его песнями всю свою многоэтажку в школьные годы усиленно знакомил, с помощью усилителя «Форманта 150» и «веговских» колонок (улыбается).
– Что в Новосибирске хотели бы увидеть? Знакомы ли с сибирскими поэтами, музыкантами?
– Хотелось бы увидеть зиму нормальную. И увидеть, почувствовать реакцию и отдачу людей на концерте. Этого последнее время так не хватает.
– Гражданская песня сейчас уступает в популярности Моргенштерну. Что думаете об этом?
– Не думаю об этом. Я мало знаком с деятельностью Моргенштерна, хотя слышал, что это такой скандальный исполнитель.
– Что бы вы сказали, если бы сейчас встретили себя 20-летнего? От чего предостерегли?
– Я б сказал: «Гарик! Всё будет нормально!»
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива И. Растеряева
Автор сердечно благодарит за помощь в подготовке этого материала концертное агентство «Ягода».
Комментарии