«Гамлета» рассказали своими словами
«Гамлета» рассказали своими словами
23 марта в театре «Старый дом» сыграли премьеру – спектакль «Sociopath» по мотивам сюжета о Гамлете.
Двухчасовой экшн в стиле рэп-баттла поставил главный режиссёр театра Андрей Прикотенко. Он же стал автором литературной основы спектакля. Монологи же главных героев (кредо верлибром и крик души в рифму) написаны актёрами – это очередное безусловное ноу-хау «Старого дома».
Центральное действующее лицо этого яркого перформанса – «типа Гамлет», как указано в программке. В экспрессивном исполнении Анатолия Григорьева это мизантроп, маргинал, игроман, не расстающийся с айфоном. Из уст Дяди звучат ещё более уничтожающие характеристики – «неадекват, говнюк». Поджарый и томный Ян Латышев вполне убедителен и в роли пребывающего в сексуальной зависимости от любимой женщины, и в роли организатора 9 убийств в борьбе за власть в своём «неладном королевстве», «на 80% состоящем из дебилов».
Центральная сцена спектакля – рэперская дуэль Дяди с племянником «Я должен быть против». Юноша обвиняется в том, что он «Отстал от времени, таких не берут в аргонавты!» В ответ мстящий за смерть отца заявляет: « Я – Высоцкий, Троцкий, Пушкин, Григорьев, Блок и Гумилев… « и цитирует противнику Бродского и Маяковского. «Быть или не быть – да по х.., обделаюсь ли после смерти?» – вот что занимает Социопата.
Не менее заводной и концептуальный финальный массовый рэп «Всё не бессмысленно».
– В данном случае переписывание Шекспира выглядит убедительно. То, что написано на века, имеет отношение и к нашей жизни. Поэтому классические сюжеты можно рассказывать своими словами. Выделю актёрскую работу Анатолия Григорьева, его герой – ближе всех к ощущению нашего времени. Не знаю, как и чем это достигается – видимо, Григорьев знает большие актерские тайны. Мне показалось несколько затянутым начало сценического действия. Возможно, сказалось премьерное волнение. Есть небольшой перебор и по части пластических иллюстраций череды убийств. Но в целом однозначно можно сказать: спектакль – случился. «Sociopath» стоит смотреть всем, поскольку он отмечен повышенной остротой социальной критики. В нём говорится о существовании важнейших общечеловеческих проблем и противоречий – и их неразрешимости, – заявила профессор НГТИ, председатель секции критики НО СТД РФ Валерия Лендова.
В спектакле, помимо Григорьева и Латышева, органично и стильно существуют Софья Васильева («типа Офелия»), Тимофей Мамлин (её Отец), Виталий Саянок (её Брат), Лариса Чернобаева (Мама «типа Гамлета»), Станислав Кочетков и Александр Вострухин (его Друзья).
– Сегодня «быть или не быть», «достойно ли смиряться под ударами судьбы» не актуально звучит. Человек хочет сказать что-то другое на эту тему, но говорит «быть или не быть», а дальше ему приходится напрягать жилы, таращить глаза, пытаться донести мысль. Хочется предложить ему: «Да брось ты это «быть или не быть», мы и так наизусть знаем, скажи про своё». Ввиду нравственного кризиса, в котором оказался человеческий вид, социопат – прямое следствие Онегина, Печорина, наконец, Зилова из «Утиной охоты». Это человек, уставший рефлексировать по поводу несовершенства человеческой природы, несовершенства окружающего мира, который понял, что человечество находится в глобальном кризисе, из которого выйти невозможно. И этот тип избрал для себя позицию – остаться интересным только сам себе, внутри своего собственного мира, и совершенно бесчувственным к окружающему. Таким получился главный герой нашего спектакля, – утверждает режиссер провокационной версии классического сюжета Андрей Прикотенко.
Над премьерой работала креативная постановочная группа: художник Ольга Шаишмелашвили, хореограф Александр Андрияшкин, видеохудожник Олег Михайлов, художник по свету Игорь Фомин. Новый спектакль также помогли выпустить видеопрограммист Константин Щепановский, саунд-дизайнеры Александра Киршина и Андрей Шумилов, креативный продюсер Оксана Ефременко.
Одной из первых историю о Социопате посмотрела тележурналист Ольга Морозова:
– Меня всегда увлекает подобная словесная игра, когда сюжет и философия пьесы рассказывается на «языке улиц и соцсетей», когда я слышу интонации не сцены, а дневника, блога, поста, со всеми его шероховатостями, любованиями собой и вопросами к миру. Анатолий Григорьев – живой нерв спектакля, он тот самый Гамлет-социопат, который прячется от лжи общества, при этом он сам является персонажем компьютерной игры, который «гаснет» вместе с окончанием «заряда» батареи...
Роскошен финал спектакля. На решётках клетки-ринга вместо фрагментов монологов главных героев – разлетающиеся по мирозданию буквы, наглядное свидетельство того, как неумолимо «распалась связь времён». И в этом – второй шанс для человеческой цивилизации, если вспомнить и уверовать в то, что «В начале было слово». Скорее всего, это будет слово из нового рэпа. Не беда – главное, чтобы оно прозвучало. И было услышано.
Юрий Татаренко
Фото Виктора Дмитриева
Комментарии