Фестиваль «Жар-птица»: лето, тренинги, мультики
Фестиваль «Жар-птица»: лето, тренинги, мультики
С 24 по 30 июня в курорт-отеле «Сосновка» проводится XVI международный мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица».
По словам Петра Анофрикова, генерального директора фестиваля, первая «Жар-птица» прошла в 2004 году. Сейчас направление мультипликационной анимации движется, развивается, постепенно возникают новые студии, которых с каждым годом всё больше на фестивале. В этом году «Жар-птица» стала международной: здесь можно увидеть гостей из Германии, Казахстана, Белоруссии, Канады, Израиля.
– «Жар-птица» – это прежде всего большой мастер-класс, поэтому перед нами стоит задача научить снимать фильмы, работать в команде. Обучение в школе требует дословного повторения, а мы от участников хотим, чтобы они смогли что-то создать своё, придумать что-то новое. Девизом фестиваля стали слова писателя Бориса Шергина «Прибыльное это дело для души – на чужой успех любоваться». Поэтому для нас очень важно помогать друг другу, подружиться, и всем разъехаться друзьями. У нас на «Жар-птице» даже нет жюри: десять лучших фильмов отбирают сами участники. Потом мы запускаем эхо «Жар-птицы»: участники забирают с собой домой эти десять фильмов и показывают у себя в городе. Для нас будет счастьем, если хотя бы один человек увидит и скажет: «Я тоже так хочу снимать», – рассказывает Пётр Иванович.
Все взрослые участники и организаторы фестиваля делятся на чайников, самоваров и титанов. Такая градация показывает, насколько опытный мультипликатор стоит перед вами, и указывает на то, какие мастер-классы стоит посетить. Чайник – впервые на фестивале. Самовар – уже имеет багаж знаний и опыта, бывал на фестивале ранее. А титаны – это преподаватели мастер-классов, люди, которые могут разложить всё, что необходимо знать, по полочкам, поделиться своим опытом.
– Практически у нас негде учиться преподаванию мультипликации: нет такой специальности. А мультипликаторы с опытом чаще всего могут научить взрослых снимать, а детей не могут. Они будут разговаривать с ними как со взрослыми, а к ребёнку нужен другой подход. К сожалению, не все это понимают. Но «взрослые» дети, на удивление, учатся хорошо, а преподаватели резвятся прямо как дети. Смотришь на это – и понимаешь, что хотелось бы побольше таких интересных встреч, – рассказала Елена Роальдовна, титан фестиваля.
– Впервые участвую в таком мероприятии, и здесь довольно весело. Сегодня мы смотрели мультики других студий, разбирали ошибки, а сейчас я учусь работать в перекладке (перекладочная анимация – прим. автора) – это такая техника. Мне нравится фестиваль, я ловлю момент, пытаюсь всё успеть, всё попробовать. Я приехал сюда из Норильска, и вряд ли родители отпустят ещё раз. Но если будет возможность, то обязательно приеду, – поделился четырнадцатилетний Константин Жуков из студии «Родина».
Каждый день у участников фестиваля расписан по минутам, перерыв между постоянными мастер-классами и тренингами, как кажется на первый взгляд, бывает только за обеденным столом. Но фактически участники отдыхают и на занятиях, ведь они просто занимаются любимым делом и получают от этого удовольствие.
– Первый раз участвую в таком фестивале, мне очень интересно. Тут такие увлекательные мастер-классы, что хочется учиться дальше и дальше. Я уже снимаю свой первый мультик, он будет про монстриков. В его создании мне помогает преподавательница, она и привезла меня сюда. Теперь я думаю, что буду приезжать на фестиваль каждый год. Здесь мне бы хотелось подтянуть свои навыки, например, мне нравится заниматься пластилином, и я буду дальше совершенствоваться в этой технике, – говорит десятилетняя Дарья Немченинова из студии «Меридиан».
– Я в мультипликации уже шесть лет, но на фестивале впервые, по разным причинам. Сначала расстроился такому распределению (попал в чайники), но в итоге остался доволен тем, что определили к новичкам: всегда можно научиться чему-то новому и у опытных участников, и у начинающих, – делится Александр Слепченко, руководитель мультипликационной студии «Академия Волшебников».
По словам титана Юрия Богуславского, преподаватели будут учиться работать в разных техниках, но все они связаны с импровизацией, а также с тем, что мы наблюдаем за окружающим миром. Интересно, что использовать можно самые простые технические средства, например, сотовый телефон: мы делаем комбинацию из видео, состоящих из явлений окружающего мира, и к ним добавляем анимацию. Наставников знакомят с новыми техниками, которые могут пригодиться в работе с детьми. Уникальность заключается в том, что это и помогает развивать технические навыки, и развивает способность к импровизации – как быстро реагировать на то, что происходит вокруг, творческим образом.
Каждый день участники фестиваля учатся работать, снимают фильмы, смотрят и разбирают мультики. «Жар-птица» – это огромный кладезь знаний, опыта, умений, которыми каждый готов поделиться со своим напарником. Здесь находят единомышленников, направляют творчество в верное русло. Здесь приходит осознание того, что ты находишься на своём месте.
Екатерина Казакова, Сахиль Алиев, студенты НГПУ
Комментарии