Загадочная опера Франсиса Пуленка
Загадочная опера Франсиса Пуленка
24 февраля в Большом зале Дома ученых ООО «Гастрольная карта» представляет новый проект: монооперу «Человеческий голос» Франсиса Пуленка (в этом году исполняется 110 лет со дня рождения композитора). Когда-то это произведение в исполнении примадонны новосибирской оперной сцены народной артистки РФ Татьяны Ворожцовой имело большой успех у публики.
В новом проекте сделана попытка объединить в одном спектакле два жанра – оперу и драму.
Франсис Пуленк – один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в ХХ столетии. В начале 1920-х годов он участвовал в творческом содружестве, которое образовали самые модные в то время молодые, дерзкие, авангардные французские музыканты, поэты, драматурги: Эрик Сати, Жан Кокто, Франсис Мийо, Анри Колле. Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести», без сомнения, является ярчайшим в его жизни и творчестве. Именно этот период заложил основы его популярности.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка – оперы, кантаты, хоровые циклы, песни. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой.
Самое известное произведение Франсиса Пуленка – опера «Человеческий голос» написана по одноименной драме Жана Кокто и принадлежит к редкому жанру монооперы.
Это лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос, голос тоски и одиночества. «Она» – молодая женщина, покинутая любовником. До последнего момента не хочет верить, что осталась одна. С надеждой и обреченностью ожидает его телефонного звонка. Слушая его неправду, разговор ведет о вещах ничего не значащих, тем самым скрывая внутренне напряжение и почти эмоциональный срыв.
В моноопере «Человеческий голос» проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом.
В 30-е годы Ф. Пуленк много работал как аккомпаниатор. Этот факт биографии композитора навел постановщика спектакля И. Новикова на мысль объединить монооперу «Человеческий голос» с драмой Марселя Митуа «Аккомпаниатор».
«Он» – Люсьен Люк, уже немолодой музыкант, вынужден аккомпанировать певцу – «звезде» мюзик-холла.
На протяжении всего монолога он водит публику за нос, чтобы спасти их с певцом музыкальный номер.
Обладая большим талантом и природной скромностью, он никогда не наберется смелости заявить всем, что он сам – звезда. В этом он может признаться только самому себе и только при пустом зале. Одним словом, Аккомпаниатор жертвует своей карьерой ради певца, с которым работал долгое время.
Монолог аккомпаниатора сопровождает музыка Пуленка из оперы «Голос человеческий». Так постановщик спектакля связывает судьбы героев.
Основное действие спектакля заключено в развитии образов и их эмоционально-психологических состояниях.
У каждого из главных действующих лиц своя судьба, но их объединяет одиночество. И самопожертвование. В одном случае – ради любимого человека, в другом – ради друга.
Впервые в истории музыкального театра происходит совмещение двух разножанровых произведений в одном спектакле (опера и драма). Это обусловлено тем, что содержательная часть – развитие эмоционально-психологического состояния и образов главных действующих лиц – очень схожие.
Вокальная партия – Галина БОЙКО (сопрано), солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат международных конкурсов.
Спектакль идет в одном действии. Продолжительность – 1 час 15 мин. Билеты в кассе Дома ученых.
Справки по тел. 330-12-08
Комментарии