За все тебя благодарю
За все тебя благодарю
Семья – это ежедневная работа, а награда за нее – простое человеческое счастье, которое надо еще уметь почувствовать в череде повседневных дел. Сергею Васильевичу и Любови Фёдоровне КАРМАН, сыгравшим 20 февраля золотую свадьбу, удалось пронести любовь и уважение к друг другу через всю совместную жизнь. О секретах семейного счастья, глубинной житейской мудрости мы беседуем с супругами в их гостеприимном доме.
Школьная любовь
С улыбкой Любовь Фёдоровна вспоминает историю знакомства со своим Серёжей.
– Училась я тогда в восьмом классе. Накануне 8 Марта готовили с девчонками праздничную программу и включили в нее танцевальный номер, в котором должен был участвовать юноша. Среди одноклассников подходящей кандидатуры не нашлось, и моя подружка предложила позвать на роль танцора мальчика из соседней школы. Им оказался Серёжа. В Новосибирск он приехал недавно, раньше жил в Белоруссии. Серёжа был самым младшим в большой многодетной семье. Открытый, искренний. Мне он сразу понравился, я ему тоже. 16 апреля я пригласила его на свой день рождения и познакомила с родителями, с того времени мы постоянно были вместе, – рассказывает Любовь Фёдоровна, бережно перебирая фотографии школьных лет. На черно-белых снимках – юные Любаша и Серёжа, одноклассники, друзья, веселые, смеющиеся. Жизнь была насыщена событиями. С программой бальных танцев ребята выступали в городских школах, участвовали в различных мероприятиях, но и про учебу не забывали.
После окончания школы Сергей поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Люба выбрала математическое отделение Новосибирского пединститута. Но разлука не стала препятствием их любви. Свадьбу сыграли, когда ребятам только-только исполнилось по девятнадцать. Жили на два города, скучали, писали друг другу длинные письма. Когда Люба родила первенца – сына Женю, Сергей ушел из института, и его забрали в армию.
Отслужив, выбрал карьеру юриста, окончил Свердловский юридический институт. В 1980 году стал членом Новосибирской областной коллегии адвокатов, с 1986-го по 1990-й был судьей Железнодорожного нарсуда. Сейчас возглавляет новосибирскую коллегию адвокатов «Академколлегия», специализируется на гражданском праве. Сын и дочь пошли по стопам отца, тоже стали юристами.
Вместе и в горе, и в радости
Рассказывая об истории своей семьи, Сергей Васильевич и Любовь Фёдоровна вспоминают курьезный случай, который произошел 20 февраля 1965 года. На 16 часов в районном загсе молодым назначили торжественную регистрацию. Подъехали гости, жених с невестой, счастливые родители, а загс закрыт – суббота, в этот день работали только до 15 часов, что-то напутали сотрудники. Любовь сразу в слезы – как же так, через несколько часов садиться за свадебный стол, а тут такое! Любин отец тоже разнервничался, немедленно принялся звонить по разным телефонам районной администрации, а мудрая мама спокойно сказала: «Встречайте гостей, в понедельник зарегистрируетесь». Так что свидетельство о вступлении в брак молодая пара получила после свадебного пира.
Первым родился сын Женя, а долгожданная дочка Юленька появилась на свет, когда брату было уже десять лет. В это время у Любови Фёдоровны начались проблемы со здоровьем. Она получила инвалидность, но продолжала работать в школе, преподавала математику, потом перешла в детский сад воспитательницей старшей группы. Как говорит Сергей Васильевич, никогда его Люба не раскисала, находила в себе силы и мужество противостоять недугу. В последние годы болезнь прогрессировала, сейчас женщина пользуется инвалидной коляской.
– Но мне совсем не хочется, чтобы меня жалели, – говорит Любовь Фёдоровна. – У меня ведь всё хорошо, муж, дети и внук меня любят, заботятся, помогают. Конечно, в связи с болезнью есть определенные ограничения, но почти со всей домашней работой справляюсь сама. Могу и пыль протереть, и еду приготовить, правда, Серёже приходится самому теперь рубашки гладить.
Свободное время Любовь Фёдоровна посвящает любимому делу – вышивает картины. Заниматься рукоделием она начала несколько лет назад, когда у Сергея Васильевича случился инсульт.
– Тяжело было очень, душа болела за родного человека. Ходила в храм, подолгу молилась о выздоровлении Сергея. А потом моя подруга, которая пережила смерть мужа, посоветовала мне начать вышивать, – вспоминает Любовь Фёдоровна. – Пригласила к себе, рассказала, какой бывает структура тканей для вышивания, как правильно располагать иглу, подбирать цвета ниток. К тому же у подруги оказалась целая стопа разных схем, я взяла первую, что под руку попалась. Выбор оказался знаковым: на схеме будущей вышивки был изображен лик Богоматери Иверской. Для меня эта икона стала символом надежды и первой картиной, которую я создала. Через какое-то время, слава Богу, Сергей Васильевич восстановился и вернулся к работе. А у меня появилось занятие, целительной силе которого не перестаю удивляться.
Работы Любови Фёдоровны придают дому уют, создают светлое возвышенное настроение. В рабочем кабинете Сергея Васильевича висят вышитые бисером иконы, а в гостиной – репродукции с картин Карла Брюллова, Боровиковского, Фредерика Лейтона. Работы настолько искусные, что похожи на фотокопии, отпечатанные на бумаге. Гостеприимная хозяйка показывает начатую вышивку – летнее поле с алыми маками и фиолетовыми свечками иван-чая.
– Дочка попросила сделать ей картину для кухни. У нее уже есть моя работа с фруктами, которые получились удивительно живыми и сочными, – радуется Любовь Фёдоровна.
Люблю его за то, что лучший самый
Чего только не было за 50 лет супружеской жизни: горести, радости, испытания, победы. Главный секрет семейного счастья семьи Карман – принятие и поддержка. Опорой семьи называет своего мужа Любовь Фёдоровна.
– Ни разу я не усомнилась в любви Сергея, всегда знаю, что он рядом, ощущаю его заботу и чувствую себя молодой. У Эдуарда Асадова есть стихотворение, которое считаю гимном нашей любви:
Однажды эту женщину спросили:
За что ты его любишь так, скажи?
За что люблю? За то, что лучший самый!
Бывало, в доме пряталась беда,
А он все к солнцу вел меня, упрямый,
Через любые в жизни холода.
– Напечатайте, пожалуйста, эти строки, думаю, многим женщинам они согреют сердце, – говорит Любовь Фёдоровна, с нежностью глядя на своего Серёжу.
А ведь и правда – над Сергеем Васильевичем и Любовью Фёдоровной время не властно. Улыбаются они так же радостно, открыто, как на фотографиях своей юности. И по-прежнему влюблены друг в друга.
Юлия ВЕРХУША
Фото из личного архива семьи Карман
Комментарии