Взгляд поколений на историю
Взгляд поколений на историю
Очень интересный и познавательный семинар «История России – переломные моменты» провели студенты-историки НГУ Денис Муренко и Артем Кузин. В семинаре приняли участие блокадники, бывшие малолетние узники фашистских лагерей, студенты университета, школьники православной гимназии.
Как историков ведущих интересовал вопрос, как освещались судьбоносные для России события в советских и современных учебниках истории – взгляд трех поколений. Эта тема очень актуальна, даже президент страны подверг критике современные учебники, в которых многие авторы искажают события. Россия вновь переживает смутное время. Всем вместе нам хотелось понять, что происходило в переломные моменты ее истории и как преодолевались кризисы в обществе.
Обсуждались следующие события: крещение Руси, объединение Руси, освобождение крестьян от крепостного права, реформы Петра I, Октябрьская социалистическая революция. Был использован ассоциативный метод – каждый участник должен был одним словом охарактеризовать событие и объяснить, почему именно это слово наиболее значимо. Потом состоялось обсуждение и дискуссия. Все отметили, что ассоциативная попытка выявить восприятие молодыми и пожилыми исторических событий позволяет сделать некоторые общие выводы.
Первый – все поколения четко обозначили добро и зло. Второй вывод – участники семинара единодушно в качестве блага для России назвали государственность, патриотизм. Третий вывод – содержание учебников зависит от того, какую цель ставит автор.
Преподаватель истории Г. Волкова в отношении ученых – авторов учебников сказала: «Если во главу угла ставит задачу – патриотизм, он и в исторических событиях будет находить позитивные стороны, укрепление государственности, державности. А если задача – принизить историческую роль страны, воспитать неуважение к истории, к народу, пренебрежение к предкам, то этот автор будет навязывать превратные мнения».
Эту точку зрения поддержали и другие участники, сожалея, что во многих учебниках истории присутствует грубая дезинформация. Раньше задача школы была в воспитании, прежде всего, нравственности. Многие отмечали, что в советское время школа на первое место ставила воспитание у детей чувства патриотизма, честности, порядочности, уважения к старшим, милосердия. Эти качества были присущи советским людям, иначе нам бы не удалось победить фашизм в Великой Отечественной войне.
И еще один вывод сделали участники семинара – все переломные события в истории России были толчком к дальнейшему развитию страны.
Невольно возвращались к настоящему, к роли СМИ и Интернета в отражении исторических событий. Для молодежи непросто сориентироваться в условиях информационного хаоса. Денис Муренко отметил, что у нас в университетах задают какую-то линию – это и в учебниках, и у преподавателей. А на Западе другой метод: студент самостоятельно изучает источники и вырабатывает свое мнение, которое и обосновывает. Может быть, действительно, важнее научить школьника и студента самостоятельно разбираться в предмете.
Подобные семинары очень полезны и поучительны для молодых и пожилых.
Е. Тийс
Комментарии