Взгляд из детского сада
Взгляд из детского сада
Стаж работы Любови Александровны САК в детском саду огромен – 28 лет. Она пришла сюда по банальной причине: надо было пристроить в садик своих детей. Но дети уже выпустились не только из детсада, но и из института, а Любовь Александровна все так же каждый день спешит к малышам в детский сад №22 «Тополек», как когда-то спешила к их родителям. А есть ли разница между детьми, которые приходили сюда поколение назад, и теми, кто приходит сейчас?
ДЕТИ – ВСЕГДА ДЕТИ
Любовь Александровна считает, что дети во все времена одинаковы: они подстраиваются под мир, впитывают его, как губка. Что-то изменилось – и новое поколение вырастает совсем иным. А сейчас жизнь меняется очень быстро.
– Современные малыши получают куда больший объем информации, чем предыдущее поколение: телевидение, интернет, новые игрушки, даже поездки. Раньше мало кто возил детей по разным городам, странам – разве что к бабушкам в деревню. А сейчас – где они только не бывают! Такие фотогазеты с родителями делают о своих путешествиях! Дети становятся по-настоящему интересными собеседниками. Ведь они не только впитывают информацию, но и перерабатывают, осмысливают ее, а потом подают в новом, совершенно необычном для взрослых ракурсе, – размышляет воспитатель.
Однако Любовь Александровна видит и отрицательные стороны современной жизни: такой большой поток информации, немалую часть которого занимает реклама, превращает ребенка в потребителя. Ему все нужно! Раньше у малыша было 2-3 машинки, и он ими играл по-всякому: гаражи строил, дороги прокладывал, ремонтировал… А сейчас целый автопарк в детской, покупная дорога с развязками и гаражами, а построить сюжетную игру ребенок не может – не научили. У девочек по десятку дорогих кукол, на каждую – по коробке одежды, мебель, украшения… Ходит она с этой куклой в руках, не знает, что же с ней дальше делать? У детей теряется ценность отдельной игрушки. Сломалась, потерялась – не беда, новую купим! А ведь с игрушек это отношение переносится и на более серьезные вещи, даже на людей. Зачем ценить то, что есть, если всегда можно найти лучше, новее, красивее? То, что за все надо платить, они понимают потом, когда потребительское отношение уже сформировано и стало частью личности.
Еще одно неприятное следствие возросшего информационного потока – агрессивность детей. По телевизору убивают, грабят, угоняют во всех передачах – от детских мультиков до криминальных новостей. Даже главный положительный герой в мультсериале бодро машет пистолетом или лазерным мечом и крошит «темную силу» налево и направо. В Интернете ребята сидят в он-лайновых играх и виртуально воюют между собой. Как объяснить ребенку, что и игрушечный пистолет нельзя наводить на другого человека?
По мнению Любови Александрвны даже несущественные изменения технологий порой сильно сказываются на детях:
– Кажется, такая мелочь – застежки-липучки или массовое изготовление детской одежды из трикотажа. На первый взгляд, очень удобно! Но раньше пока ремешок на сандаликах под железочку проденешь, язычок в дырочку вставишь, пока рубашку на все пуговки застегнешь – это такое замечательное занятие для развития мелкой моторики! А сейчас футболку на голову натянул, липучки ладошкой прихлопнул и побежал. Удобно! Но пальчики-то не работают. И приходится придумывать, покупать специальные тренажеры, развивающие игрушки, делать их ярче, интересней, чтоб у ребенка возник интерес. И вот он – новый виток потребительского отношения.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Родители всегда были разными, считает Любовь Александровна. Но и они поменялись, по крайней мере, в отношении к детскому саду и к своим детям.
– Раньше мамы и папы больше прислушивались к мнению воспитателя. Сейчас, в лучшем случае, воспринимают нейтрально. А порой еще и поучать берутся. Причины все те же – увеличение объема доступной информации. В Интернете, в книгах, журналах полно статей по воспитанию детей, по детской психологии. Но мамочки не хотят понимать, что, кроме теории, есть еще практические знания. Многим кажется, что именно ее ребенок – единственный и неповторимый, и опыт, накопленный в работе с другими детьми, к нему совершенно не применим. Но есть и те, кто сами спрашивают совета, с интересом выслушивают рекомендации, стараются тщательно их выполнять.
Потребительский настрой в детях, по мнению Любови Сак, зачастую культивируют сами родители. Мама приходит за малышом в группу, и начинается: «Мама, я хочу то, купи мне это!». А маме проще пообещать и купить, чем увлечь его разговором, придумать какое-то интересное общее дело.
Как правило, родители сейчас больше тратят времени на работу, на дорогу. Денег в семейном бюджете на малышей становится больше, а времени – меньше. Но даже у тех мамочек, которые могут позволить себе уделять больше внимания детям, начинает преобладать потребительское отношение в вопросах воспитания. Им проще заплатить и отвести ребенка в секцию, кружок, школу развития. Любовь Александровна уверена, что большинство столь популярных школ развития не дают ничего, чего не могла бы дать мама при поддержке воспитателей.
На общем фоне выделяется только художественная школа «Весна», – рассказывает педагог. – Детей, которые ее посещают, сразу видно по полученным навыкам. Ученики остальных школ не отличаются от ребят с «домашним развитием».
Такое же потребительское отношение вырабатывается у родителей и в отношении детского сада. По их мнению, воспитатели обязаны научить ребенка одеваться, вести себя за столом, соблюдать правила гигиены, общаться с ровесниками. Но ведь главная воспитательная роль, как бы ни хотелось родителям, все равно остается за семьей. Если ребенок, вырастая, больше берет от воспитателя, чем от родителей, значит, в семье что-то не в порядке.
Впрочем, Любовь Александровна признает, что такое отношение родителей тоже имеет право на жизнь: в последние годы детсады существуют во многом благодаря родительской поддержке – финансовой и физической. Мамы и папы вкладывают в детский сад силы и средства, и, соответственно, начинают относиться к нему, как к учреждению, оказывающему платные услуги по содержанию и воспитанию их детей, а к педагогам – как к безликим «специалистам по воспитанию».
Но это, конечно, детали. В целом – мир остается прежним. Родители любят детей, стараются дать им все самое лучшее. А дети хотят, чтоб их любили и баловали. На то они и дети.
Ирина ТАМИРИНА
Детям не хватает
«государственного внимания»
Вера АРТЕМЕНКО проработала в детском саду 34 года: сначала воспитателем, затем – заместителем заведующего по воспитательной работе. Она считает, что отношение государства к воспитанию детей в целом, и к детским садам в частности за последние годы значительно изменились. Предоставим слово уважаемому педагогу.
Раньше роль государства в воспитании детей была гораздо серьезнее. Пионеры, октябрята – все это были, как ни посмотри, государственные структуры. Снимались фильмы, писались добрые, честные книги, давались ясные образцы для подражания. А сейчас разговоров о патриотическом воспитании, о нравственных ориентирах много, но примеров-то нет. В жизни, а еще чаще – по телевизору, дети видят совсем другое: обман, насилие, жадность.
Поколение назад в детский сад приходили старшие ребята из школы, играли с малышами, делали снежные городки, горки. Потом малыши вырастали, и снова возвращались в детский сад, чтобы уже самим заботиться о младших. Сейчас преемственность нарушена. Выходя из детского сада, они как бы рвут с прошлым, и дальше, переходя на очередной этап жизни, в какой-то мере теряют корни, забывают то, что было.
Об обеспечении детских садов со стороны государства, муниципалитетов я даже не говорю: эта тема больная, всем известная и постоянно обсуждаемая. Но при почти полном отсутствии финансирования государство выдвигает все больше требований к воспитательной работе. Нагрузка на нас возрастает многократно, и это время мы должны уделять не детям, а бумагам: все больше обязательных мероприятий, требований участвовать в конкурсах, выставках, и по каждому – отчеты, отчеты, отчеты...
Постоянно меняются законы, санитарные нормы. И опять педагоги садятся за изучение документации – ведь их группы должны соответствовать новым законам. Меняются требования к образовательным программам. Раньше их отшлифовывали годами, сейчас что ни месяц – то новые веяния. И если еще недавно детским садам предлагалось выбрать одну из имеющихся утвержденных программ, то теперь каждое дошкольное учреждение обязано разработать свою, индивидуальную. Особенно тяжело даются эти новшества молодым специалистам, еще не имеющим собственных наработок.
Никто не отрицает: воспитание детей, особенно на таком раннем этапе, когда закладываются моральные, нравственные нормы, умение думать, анализировать, работать в коллективе – очень сложный и ответственный процесс. Но хотелось бы, чтобы государство поддерживало педагогов и технически, и финансово, а не перекладывало всю работу на их плечи, оставляя за собой роль наблюдателя и контролера.
Записала И. ТАМИРИНА
Фото автора
Комментарии
2006: Судя по вашей логике, если журналист пишет про организацию и его работников это есть заказ?? ой, насмешили....
Поскольку И. Тамирина является корреспондентом именно нашего издания (которое в количестве 25 тысяч экземпляров распространяется в том числе и в Бердске) довольно странно, что она должна писать для каких-то "бердских сми". Там есть свои журналисты.
Во-вторых, это был не "заказ" (могу только догадываться, на что вы намекаете) а редакционное задание - побеседовать с заслуженными воспитателями, много лет проработавшими в детских садах и написать статью к праздничной дате - Дню работника дошкольного образования.
Обе воспитательницы, с которыми побеседовала Ирина - люди уважаемые, заслуженные, много лет отдавшие своей профессии. Их размышления глубоки и интересны.
И, хотя мы внимательно и с большим уважением относимся ко всем замечаниям, высказываемым нашими читателями, вынуждена констатировать, что в данном случае вы написали весьма странный и необдуманный комментарий.
С уважением Ирина