Всемирный день защиты прав потребителя
Всемирный день защиты прав потребителя
Всемирный день
защиты прав потребителя
Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителя как день международного потребительского движения. В апреле 2004 года исполняется 12 лет со дня принятия закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который явился правовой основой формирования и реализации государственной политики в этой области.
За прошедшие годы популярность закона выросла. Он стал своеобразной конституцией потребителей, в которой не только провозглашены потребительские права, но и определен механизм реализации этих прав. За истекший период создана добротная законодательная база по защите прав потребителей, и процесс этот не прекращается – вносятся изменения и дополнения в отдельные правовые акты, появляются новые. Причем только Правительство РФ имеет право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты, у министерств и ведомств такого права нет. Идет формирование национальной системы защиты прав потребителей.
Отдел по защите прав потребителей администрации района, по традиции, как и в предыдущие годы, 15 марта проводит расширенный прием потребителей, продавцов, исполнителей и производителей.
В 2003 году в связи с нарушением прав потребителей в отдел обратились 3047 человек, что составляет 10% обращений в органы по защите прав потребителей города. По сравнению с 2000 годом количество обращений выросло на 33%: все большее число потребителей узнают о своих правах и защищают их. По 2160 обращениям были даны консультации, составлено более 500 заявлений и претензий. Большинство обращений, связанных с нарушением прав потребителей, были решены в оперативном порядке путем разъяснения руководителям хозяйствующих субъектов положений закона и в претензионном порядке. В 29 случаях были подготовлены иски в суд: 10 исков решены в пользу потребителей, 12 исков в конце года находились в стадии рассмотрения, 5 исков не были предъявлены. В прошедшем году 2025 потребителей обратились в отдел по поводу продажи товаров ненадлежащего качества: по обуви – 19%, по радиоэлектронной аппаратуре – 20%, по бытовым приборам и машинам – 11%. 1022 потребителя остались недовольны качеством и несвоевременным оказанием услуг и выполнением работ: по жилищно-коммунальным услугам – 29%, по бытовым услугам – 11%, по изготовлению и установке окон, дверей – 7%, по платным медицинским услугам – 3%.
Одной из важнейших задач органов по защите прав потребителей является доведение до потребителей информации об их правах и необходимых действиях по защите этих прав в случае их нарушения, то есть пропаганда разумного потребительского поведения. Например, такого.
Покупатель выбрал в салоне мобильной связи сотовый телефон, попросил продавца продемонстрировать его возможности, уточнил набор имеющихся функций у данной модели. Затем попросил оформить покупку. Когда продавец передал покупателю гарантийный талон (в данном случае это были гарантии продавца) и он ознакомился с условиями гарантии, то отменил покупку. Спрашивается, почему? Да потому что он оказался разумным потребителем, так как условия гарантии, предлагаемые салоном, содержали условия, ущемляющие его права по сравнению с законом РФ «О защите прав потребителей».
Отдел по защите прав потребителей
Администрации Советского района (тел. 33-37-72).
Комментарии