Всегда на связи
Всегда на связи
Уже год в каждом районе Новосибирска работают подразделения муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба». В тот субботний день, когда диспетчерскую Советского района посетил наш корреспондент, на звонки отвечала опытный специалист Вера МЕЛЕШЕНКО.
На пульсе города
За 24-часовую вахту она принимает до 100 обращений.
– В приоритете у диспетчера – звонки жителей. Письменные отчеты для руководства службы обычно делаем ночью, когда «окна» между звонками становятся больше, – рассказывает Вера Васильевна. – Каждые сутки по результатам обзвона аварийных служб и управляющих компаний ЖКХ составляется справка, где сообщается обо всем, что произошло: были ли пожары, отключения тепла, воды, электроэнергии, поломки лифтов, на каких параметрах работали теплостанции, сколько автобусов вышло утром на линию.
Чаще всего, говорит диспетчер, люди звонят из-за сбоев в системе жизнеобеспечения: некачественное предоставление жилищных и коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, содержание жилого фонда), недостатки в работе общественного транспорта. В прошлом году снизилось число обращений по вопросам, связанным с безопасностью горожан. И все же время от времени приходится реагировать на личные просьбы о помощи: открыть случайно захлопнувшуюся дверь или, скажем, поднять парализованного больного, упавшего с кровати. Тогда срочно вызывают спасателей и направляют по месту происшествия. При угрозе для жизни услуга бесплатна, в других случаях заявителю дается адрес спасательных служб, которые работают на коммерческой основе (например, частных фирм «Спасатель», «Спас»).
Случается и такое: человек вызвал скорую помощь, а она все не едет. Отчаявшись, люди обращаются по 051, и диспетчер, отложив все дела, дозванивается до главврача городской станции скорой помощи и выясняет, когда прибудет машина.
– Если в районе происходит какое-то серьезное происшествие или авария, ставим в известность начальника отдела по делам ГО и ЧС и далее работаем по соответствующему алгоритму действий. А вообще Советский район выгодно смотрится на фоне других в плане готовности к устранению аварий на инженерных системах. И в этом, считаю, большая заслуга главы администрации Валерия Шварцкоппа и его первого заместителя Дмитрия Оленникова. И, конечно, всегда на посту начальник отдела ГО И ЧС Юрий Перязев, наш оперативный руководитель.
Люди ночью не спят
У звонков есть сезонный характер. Весна – время половодий и наводнений: то дачные участки затапливает, то с дорог вода не уходит – только успевай передавать сообщения в службы, устраняющие ЧП. Летом люди стали жаловаться на затопление подвалов. Например, в 2013 году не раз обращались из пятиэтажек по ул. Иванова (район 61-й школы), с Рубиновой, 4. Диспетчер звонит в Главное управление благоустройства и озеленения (ГУБО) мэрии, высылается специальная бригада, но причины-то не устраняются: ливневая канализация требует реконструкции.
Осенью, когда подключают отопление, большинство звонков связаны с этим: то перезапустить стояки надо, то «развоздушить». Диспетчеры передают информацию в ЖЭУ, следят за реакцией на обращения. Зимой порой жалуются на низкую температуру в квартирах – такие факты передаются на тепловые станции, руководству района. А еще много обращений по очистке дорог и внутриквартальных территорий. О них извещаются дорожные службы или управляющие компании ЖКХ.
– Складывается такое впечатление, что город не спит круглые сутки, – рассказывает о специфике работы Вера Васильевна. – Могут позвонить в 3-4 часа ночи: у меня компьютер отключился, что со светом? Доходит до того, что некоторые ленятся выйти из спальни и узнать, сколько времени – проще спросить у диспетчера. Сомкнуть глаза не удается даже под утро. Могу, конечно, прилечь на диванчик, но диспетчер не имеет права пропустить ни одного звонка: а вдруг это просьба о помощи, от которой зависит человеческая жизнь?! Дисциплина вообще у меня в крови, а тут еще и условия жесткие. Все сигналы на 051 фиксируются компьютером Центральной диспетчерской службы, а стало быть, качество работы на виду.
Приятно помогать!
– Некоторые наши абоненты считают, что мы, диспетчеры, всемогущие, – говорит Вера Васильевна. – Порой такого наслушаешься в свой адрес, вплоть до матов: вы такие-сякие сидите там, а нас, за чей счет вы существуете, затапливает! А мы ведь не исполнители, а только информаторы: принимаем заявки и отслеживаем их исполнение. Сейчас много недовольных, обозленных людей, успокаиваем их, как можем, но трубку бросать права не имеем.
Вера Васильевна – коммуникабельный человек. Много лет она работала на базе УРСа товароведом, без удобств, на холоде. И сейчас, со старой закалкой, на больничные старается не ходить: не любит выпадать из активной жизни.
– Приятно сознавать, что в твоих силах кому-то чем-то помочь, – говорит она. – Этому служит и современная оргтехника: компьютеры (один из них – специально для оповещения большого круга руководителей), рация, видеосвязь.
Остается добавить, что прямой телефон диспетчерской службы в Советском районе – 333-20-66.
Пётр ИВАНОВ, фото автора
Комментарии