Восточный обход не идет в обход
Восточный обход не идет в обход
18 января после длительного перерыва состоялось заседание районного Ландшафтного совета. Обсуждалось дальнейшее строительство Восточного обхода – части транспортного кольца, избавляющего Новосибирск, Бердское шоссе и сам Бердск от основного потока транзитного транспорта.
В 2016 году Ландшафтный совет (ЛС), ставший популярной и авторитетной переговорной площадкой, едва не прекратил свою работу из-за пассивности и занятости его членов. Первая же встреча в обновлённом составе показала, что решение о сохранении совета было правильным: это место, где представители власти и общественности могут открыто обсуждать актуальные вопросы и вырабатывать компромиссные решения. Участниками обсуждения стали замначальника Федерального управления автодорог (ФУАД) Андрей Кебак, министр транспорта и дорожного строительства НСО Сергей Титов, вице-мэр Новосибирска Данияр Сафиуллин, глава Советского района Дмитрий Оленников, мэр наукограда Кольцово Николай Красников, руководитель территориального управления Федерального агентства научных организаций (ТУ ФАНО) Алексей Колович, депутаты и их помощники, представители местной власти, общественных организаций, СМИ.
Основные дебаты развернулись вокруг того, куда же пойдёт Восточный обход. Напомню читателям, что общая протяжённость этой трассы – около 80 километров. Проектировщики разделили её на четыре этапа. Первый представляет собой участок 20 километров от магистрали Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий до пересечения с автодорогой Академгородок – Кольцово. Он начинается на 14-м километре будущей трассы и завершится на 34-м. Второй этап должен соединить Северный объезд с Ленинск-Кузнецкой трассой (0-14 км). Третий этап – 15 км (от 34-го до 49-го) планируется проложить от дороги Академгородок – Кольцово почти до Морозово. Четвёртый – от 49-го километра до выхода на Чуйский тракт в районе Евсино.
Работы на Восточном обходе начались в октябре 2013-го. Первый этап должны были сдать в этом году. Но, как сообщил глава регионального минтранса Сергей Титов, сроки переносятся на 2020-й. Основная причина – отсутствие федерального финансирования. Ещё в начале строительства предполагалось, что на первый этап потребуется более 10 млрд рублей. Но деньги выделяются дозированно: на этот год, например, дали 1,5 млрд.
В 2014 году общественники из Советского района Лев Шепелянский и Антон Колонин, заинтересовавшись проектом Восточного обхода, выяснили, что после сдачи первого этапа транзитный транспорт с Ленинск-Кузнецкой трассы пойдёт на Бердское шоссе через улицы Академгородка. А через несколько лет, когда закончится строительство второго этапа, сюда пошли бы ещё и машины с Северного объезда. Жители района выступили против такого развития событий.
Весь прошлый год прошёл в бурных обсуждениях, в каком же направлении сбрасывать транзитный транспорт в обход Академгородка. Предложение минтранса построить или реконструировать региональные дороги не нашло поддержки у московского руководства автодорог: на это потребуется примерно 5,5 млрд рублей, а после сдачи Восточного обхода объездной путь будет слабо востребован.
Начали рассматривать другой вариант – через Нижнюю Ельцовку. Есть два пути. Первый – от кольцовской развязки по улицам Тимакова и Лесосечной с выездом на Бердское шоссе через новый тоннель под железной дорогой. Второй – через лес по просеке вдоль линии электропередач, и тоже со строительством тоннеля недалеко от железнодорожной платформы в Нижней Ельцовке. По выходу на Бердское шоссе, правда, мнения разделились. Представитель Общественного совета при минтрансе Алексей Носов, в частности, предложил строить не тоннель, а многоуровневую развязку. Её предположительная стоимость – 3-4 млрд рублей. Позже она станет частью Южного обхода, как и мост через Обь в Нижней Ельцовке. И на это, по заверениям общественника, федеральные власти готовы выделить деньги.
В том, что Нижней Ельцовке необходим ещё один выезд на Бердское шоссе, сомнений ни у кого нет. Однако жители микрорайона выступили против того, чтобы транзитный транспорт проходил под их окнами. В то же время вариант дороги через лес не поддержали «зелёные» из-за вырубки деревьев. Однако в принципе строить линейные объекты, в том числе дороги, в лесу можно, отметил главный лесничий СО РАН Николай Палигин.
Хотя мнения и разделились, оба нижнеельцовских варианта будут прорабатываться. После рассмотрения профессионалами их представят жителям.
В пылу обсуждений никто особо не вдумывался в предложение, озвученное Львом Шепелянским: всё-таки реконструировать сеть региональных автодорог и пустить транспорт вблизи посёлка Чернореченский, а не через Искитим (ведь и для искитимцев транзит не подарок). По сути это маршрут, ранее намечавшийся в схеме Восточного обхода как короткий вариант четвёртого этапа.
– Это всего 14 километров автодорог и мост через реку Бердь, ширина которой здесь 250 метров, – поясняет Лев Абрамович. – В нормативных документах сказано, что стоимость километра двухполосной дороги 3-й категории в бетонном исполнении – около 40 миллионов рублей. То есть работы обойдутся ориентировочно в 560 миллионов. Учитывая ещё и стоимость моста, потребуется около 1,5 миллиарда рублей. Эта дорога (назовём её Чернореченской) будет востребована, так как она соединит посёлок Морозово с Тальменкой, Лебедёвкой и Искитимом, обеспечит обход Бердска.
Сергей Титов возразил, что мост обойдётся значительно дороже (хотя никто не считал). Кроме того, если в Москве станет известно, что есть какой-то выезд на Чуйский тракт, весь четвёртый этап могут заморозить.
Возможно, министру виднее, ему чаще приходится общаться с Москвой. Но пример того, что в столице не только «заворачивают» проекты, но и могут принимать разумные решения, есть. В частности, будет изменена очередность этапов: после первого (или вместе с ним) начнут строить третий, затем четвёртый, и только в конце – второй, чтобы пока не пускать на новую трассу машины с Северного объезда.
– Уверен, что и дальше надо искать варианты по устранению ошибок проекта Восточного обхода, – отметил Лев Шепелянский. – Достаточно сказать, что как возможный срок завершения его строительства называется 2035 год! И это очень оптимистично, исходя из экономических реалий. А как нам до того жить с существующими дорогами, с вечно забитым Бердским шоссе?
Хотя время быстротечно, ещё остаётся 3-4 года, чтобы решить, куда же пойдёт Восточный обход. Есть надежда, что и по расположению трассы, и по финансированию выберут оптимальный вариант. А для этого, по большому счёту, нужно только искреннее желание его найти.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии
А насчёт транзитного потока - его доля - тоже приходится верить на слово чиновникам, что поток между Алтаем и Кузбассом (или Томской областью) через Новосибирск очень большой. Он есть, никто не спорит, но так ли он значим даже по сравнению с местным потоком?
Я же упомянул позицию Шепелянского потому, что он - единственный, кто предложил тот вариант, который не вызовет возмущения у жителей. Добавлю, что до этого именно он добился изменения этапов строительства, что уберегло улицы АГ от возможного транспортного потока с федеральной трассы. Разве не показательно, что общественник гораздо лучше разбирается в теме, чем все эти многочисленные "специалисты" в области транспорта всех уровней?
А насчёт Восточного обхода - зачем до Морозово то сразу строить (кризис же)? Есть же уже дорога от Тимуровца до Морозово - так ведите до Тимуровца! И там не надо никаких туннелей под ж. д. расширять.