«Волшебницы» социального центра
«Волшебницы» социального центра
8 июня социальные работники отмечали профессиональный праздник. Накануне их поздравили в администрации района, а заведующая отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Комплексного центра социального обслуживания населения Ольга КУЛИГИНА по просьбе «Навигатора» рассказала о своей работе.
Профессионально и бесплатно
– Отделение открылось в апреле 2008 года для того, чтобы дети с ограниченными возможностями, которые живут в нашем в районе, получали психолого-педагогическую помощь, направленную на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении. Сегодня у нас работают уникальные коррекционные педагоги, мастера своего дела. В основном к ним обращаются с детьми, ранее не посещавшими ни садики, ни школы. В группе одномоментно может находиться 7-8 человек с тяжелыми нарушениями развития. Практически за каждым ребёнком закреплен сотрудник отделения. С 2011 года мы работаем в режиме группы кратковременного пребывания: родители могут оставить детей в отделении на четыре часа или привести только на занятие к конкретному педагогу – в зависимости от состояния ребёнка, сложности его заболевания.
Сейчас появилась возможность принимать в отделение детей с ограниченными возможностями, не имеющих инвалидности. Это удобно для родителей, которые совсем недавно заметили, что с ребёнком что-то не так. Они могут, не дожидаясь оформления медицинских заключений, обратиться к нам по направлению лечебного учреждения.
Занимаются наши сотрудники и профилактикой интеллектуального отставания. Дошкольным учреждениям района мы предложили рекомендовать родителям детей, имеющим определённые трудности в развитии, посетить отделение реабилитации. Часто таким малышам требуется незначительная помощь коррекционного педагога. После этого ребёнок сможет преодолеть возникшие препятствия, поступить в первый класс и не отставать от сверстников. Весь прошлый год наши педагоги занимались с будущими первоклассниками, и родители были очень благодарны за своевременную помощь.
Наши незаменимые кадры
Все сотрудники отделения работают сообща, и в то же время каждый решает свою задачу. Воспитатели Галина Владимировна Зозуляк и Екатерина Николаевна Золотарёва вместе с социальным работником Марией Викторовной Максимченко обеспечивают условия для социальной адаптации детей, прививают им навыки самообслуживания, учат культуре поведения. Медицинская сестра Надежда Александровна Дробышева наблюдает за состоянием здоровья в течение всего реабилитационного периода.
Музыкальный руководитель Наталья Григорьевна Аникеева проводит замечательные праздники, где каждый может творчески проявить себя: исполнить песенку или стихотворение, потанцевать, сыграть на народных инструментах.
Специальные приемы творческой деятельности, которые использует педагог дополнительного образования Марина Владимировна Гургуца, позволяют ребятам даже со слабо развитой моторикой создавать на занятиях интересные декоративно-прикладные работы, рисовать, лепить, выполнять аппликации. Например, берём трафарет, бумагу в прорезях промазываем клеем, – и ребёнок своими ручками, которые у него слабо работают, сыплет крупу. Убираем трафарет – получаем фигурку. Приклеиваем глазик, носик – вот и цыплёнок. Добавляем облачка, солнышко – отличная картинка! Такое занятие прекрасно мотивирует юного художника, потому что у него получилось! Периодически мы устраиваем выставки работ наших воспитанников, участвуем в районных и городских фестивалях.
Учителя-дефектолога Ольгу Владимировну Черданцеву родители называют волшебницей: после её занятий детям проще взаимодействовать с окружающими, они начинают лучше говорить. Педагог использует современные методики, в том числе компьютерные развивающие, обучающие и диагностические программы для детей с ОВЗ.
Педагог-психолог Лидия Владимировна Хохлова помогает ребятам с серьёзными психологическими проблемами. Она проводит коррекцию эмоционального состояния, используя приёмы нейропсихологии, ведёт индивидуальные и групповые занятия. Можно годами самому ходить к психологу, но именно в группе ребёнок начинает показывать хорошие результаты – среди равных себе, где над ним никто не посмеётся. Здесь хорошо прорабатываются поведенческие комплексы, снимается зажатость. Приходя в другой коллектив, подросток сохраняет приобретенную уверенность в себе. Потому что он уже достиг каких-то высот, он знает, что может.
О сотрудничестве
Летом в отделении набирают подростковые группы. Мы устраиваем пикники, работаем с конноспортивным клубом «У моря Обского», где проходят занятия иппотерапии. 15-20 минут езды на лошади по тропинкам парка позволяют укрепить мышцы, повысить самооценку ребят. Здесь же, на природе, проходят арт-терапевтические занятия.
В этом учебном году к нам обратились тренеры Центра водных видов спорта с просьбой подыскать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые хотели бы заниматься плаванием. Специалист Марина Геннадьевна Козлова помогла сформировать группу. Теперь следим за успехами ребят. В июне они едут в спортлагерь «Чкаловец» вместе со своим тренером.
Практикующие коррекционные педагоги – особенные люди, их вообще немного. Поэтому наши специалисты стремятся поделиться знанием и опытом с молодыми коллегами. Комплексный центр сотрудничает с несколькими учебными заведениями, в отделение реабилитации на практику приходят студенты факультетов клинической психологии НГУ, социальной работы и антропологии НГТУ. Девушки помогают педагогам, сами проводят занятия. Думаю, из них получится хорошая смена.
Будем рады помочь
В базе детей-инвалидов нашего района зарегистрировано более 200 детей, а отделение реабилитации Комплексного центра в год посещают чуть более 100 ребятишек. К сожалению, многие родители увлекаются только медицинской реабилитацией, забывая, что параллельно должно идти психолого-педагогическое развитие. Но ведь медицинская реабилитация может затянуться на годы, а развитие ребёнку требуется в любом случае! Даже если малыш не передвигается самостоятельно, заниматься ему нужно, как и с ровесниками.
Если использовать методики коррекционной педагогики и опыт специалистов, целенаправленно работать на устранение дефекта, можно облегчить ребёнку усвоение новых знаний, умений и навыков, необходимых в его возрасте. Приходите к нам на Иванова, 11а (тел. 332-31-36), будем рады помочь!
Подготовила Маргарита ГОНЧАРОВА, специалист КЦСОН
Комментарии