Виталий Бертяков: «Власть нас не слышит. А мы не хотим, чтобы было как в Екатеринбурге»
Виталий Бертяков: «Власть нас не слышит. А мы не хотим, чтобы было как в Екатеринбурге»
Руководитель ветеранской организации микрорайона Щ Виталий Бертяков назначает встречу у памятника Демакову. Зелёная зона, где он располагается, одна из главных проблем, решить которую уже долгое время пытается Виталий Константинович со своими коллегами-ветеранами. О том, как местные жители договариваются с властями о благоустройстве сквера, и о других проблемах микрорайона, Виталий Бертяков рассказал «Навигатору».
– Расскажите, как вы вообще занялись проблемой сквера.
– Сам я человек военный, много где бывал. Родом из Баку, 25 лет там не был. И вот в 2017 году я приехал в Баку и удивился. Там был памятник бакинским комиссарам, сквер вокруг него. Так вот: памятник снесли, но на его месте сделали фонтан. И сквер остался. Иду дальше: набережная Каспийского моря всё краше и краше становится, расширяется. И вообще там скверы через каждые 100 метров.
Вернулся я домой и думаю: ну почему там могут, а мы здесь, в Академгородке, не можем себе сделать сквер? Мы подняли вопрос в 2018 году, тут был митинг. Выяснилось, что бизнес решил построить на бетонной площадке очередной торговый центр. Представьте себе, что будет, если тут построят торговый комплекс и стоянку машин вокруг. И что будет с этими деревьями? А людям как ходить? Тут многие через этот сквер ходят пешком в поликлинику, например.
Были разные встречи – и с Асанцевым, и с Терешковой. Все уходили от прямого ответа о будущем сквера. Все ссылаются на то, что жителям близлежащих домов будет мешать шум из сквера. Но давайте задумаемся: а что, во дворах этих домов тоже нет площадок и никто не шумит? Это что же получается, надо и там внутри всё убрать и запретить?
– Среди местных жителей есть единогласие по вопросу обустройства сквера?
– Было электронное голосование, на котором появился вариант: отдать бизнесу эту бетонную площадку взамен на финансирование работ в зелёной зоне. Но давайте будем честными: у нас много ветеранов живёт в микрорайоне. У нас много пожилых людей, они плохо владеют компьютером и интернетом. Поэтому реальное мнение народа не совпадает с результатами голосования. Тут должен быть сквер!
Мэр Анатолий Локоть нам говорит: денег нет в бюджете, но вы терпите. Но мы говорим: мы не хотим прямо сейчас сделать сквер. Пусть через 5 лет, или через 10. Мы хотим, чтобы перезонировали эту территорию, и в перспективе, когда появится финансирование, мы смогли бы сделать красивый парк.
Мы не хотим ссориться с бизнесом. Говорим: хорошо, если [владелец построенного на спорной территории овощехранилища] не хочет отсюда уходить – можно там сделать кафе! И оно будет работать и летом, и зимой. Но власти всё равно настаивают на своём варианте застройки.
– Вы пытались как-то найти общий язык с чиновниками?
– Мы были на общественных слушаниях. Я там так сказал: мы не хотим, чтобы было как в Екатеринбурге, когда люди взялись за руки и пошли защищать сквер. Когда дело дошло до Москвы, там услышали и приостановили строительство церкви. Народ победил. Неужели вы вот этого хотите? Наш дорогой ветеран Великой Отечественной войны Григорий Васильевич Донин сказал: он поднимет всех ветеранов, мы встанем на этой территории и не дадим строить.
Все эксперты выступили за то, чтобы объединить эти два участка по 2,5 гектара каждый и сделать один большой сквер. Но после заседания мы читаем протокол – а там записано совсем другое решение. И зачем мы тогда собирались? К чему было эту клоунаду устраивать?
Нам отдают 2,5 гектара. Если присоединить к ним эту асфальтированную площадку, получится сквер на 5 гектаров. На такое количество населения – 40 с лишним тысяч жителей – это даже не очень и большой сквер. И людей у нас становится всё больше и больше, потому что нет у нас в Советском районе другого такого микрорайона, где так же активно идёт застройка территории. Ни в Верхней зоне, ни в Нижней зоне. И народ прибавляется. Ну где здесь людям гулять?
– Почему вы вообще так активно выступаете за создание сквера? Казалось бы: как могут пересекаться темы благоустройства и работа совета ветеранов…
– Здесь у нас военное училище неподалёку, по своей работе мы посещаем мероприятия. И когда там торжественное принятие присяги или какие-то праздники, родители приезжают к своим детям из разных городов. И сидят под забором, мамы кормят своих сыновей домашними вкусностями… А могли бы сюда приходить, здесь посидеть, в парке.
Или вот ещё: ветераны наши по праздникам собираются во дворах. У меня даже фото есть: сидят ветераны, а на заднем плане – мусорные баки. У меня сердце сжимается, так обидно, что негде в нашем Щ посидеть спокойно.
– Сквер – это же не единственная проблема микрорайона, о которой ваша организация пытается рассказать властям?
– Конечно. Ещё один наш больной вопрос – тротуары. Они у нас с советского времени: как их тогда сделали, так потом и не ремонтировали ни разу. Вы бы прошлись по улицам Иванова, по Российской… Бедные инвалиды, бедные ветераны и пожилые люди – им тяжело ходить по таким дорогам!
Все наши тротуары давно нужно приводить в порядок. Но у нас такая специфика: в Советском районе у земли слишком много собственников – это и СО РАН, и бизнес, и администрация. И не могут поделить, кто должен делать ремонт.
– Жители говорят, что по микрорайону непросто передвигаться не только пешком, но и на общественном транспорте. Это так?
– Да, это ещё одна наша боль. Нам не хватает муниципального транспорта, чтобы уехать в город без пересадок. Был маршрут – «двойка», многие им пользовались. Но его закрыли. И теперь, чтобы попасть домой, приходится ехать на автобусе до «Юности» или до проспекта Строителей, а потом пересаживаться на платные маршрутки. Причем очень даже платные! Билет уже 50 рублей стоит.
– Как вы считаете, почему не удаётся достучаться до власти, несмотря на очевидность этих проблем?
– Я вам так скажу: у нас есть пять депутатов в горсовете от Академгородка, и мне обидно, что у всех пятерых нет общего мнения по важным вопросам. Вы же из Советского района! Вы должны объединиться и общими усилиями решить, голосовать за эту территорию или нет, общими усилиями сделать наш район лучше. Один бизнесмен, у второго свои какие-то интересы… Но зачем так делать? Не надо ставить свои личные интересы в ущерб жителям Советского района, которые вас выдвинули. Как я говорю, вы или в кавычках «народные» избранники», или работайте на наше благо!
Но нас, общественников, к сожалению, не слышат. Все наши попытки как-то взбудоражить общественность не получают поддержки по той причине, что нас никто не слышит и нигде не принимает. Везде отказ.
Григорий ДОНИН, ветеран Великой Отечественной войны, бывший руководитель ветеранской организации микрорайона Щ:
«Пока деньги решают – мы бессильны»
– Я при советской власти вырос, воспитанник детского дома. Я видел, как проходит жизнь. Советская власть была основана на дружбе, доброте, сотрудничестве. Сейчас всё решают деньги. А пока деньги решают – мы бессильны, народ никто не слышит. Для меня это как для ветерана, который видел войну и в оккупации был, очень горько и обидно.
Виктор ПИРОГОВ, руководитель совета ветеранов Сибакадемстроя:
«Я просто болею за то, что творится в Академгородке»
– Среди всех наших депутатов только Наталья Пинус выступила за решение проблемы со сквером. Все остальные будто немые и не прислушиваются к нашему мнению! Я с 1972 года в Академгородке живу и просто болею от того, что творится тут. Считаю, что в первую очередь это делается из-за позиции мэра Анатолия Локтя. А у него такая позиция: отсюда брать – а здесь очень дорогая земля! – и там, в городе, что-то на эти деньги делать. За прошлые 5 лет его мэрства тут просто ничего не сделано. Палец о палец не ударили!
Поэтому мне совести не хватит даже слова сказать в его поддержку. Как бы мы ни бились, как бы мы ни крутились – нас не слышат.
Подготовил Евгений СМАГИН
Комментарии