Выигрывает тот, кто эффективно управляет
Выигрывает тот, кто эффективно управляет
Главное в любом деле – система. От того, насколько правильно и грамотно она выстроена, в конечном итоге зависят и результаты. В 2014-м году муниципальная система общего образования Советского района заняла первое место в сводном рейтинге НСО по результативности и эффективности. Об инновационных проектах, творческих находках, структуре и содержании работы корреспонденту «Навигатора» рассказала Зинаида ГРЕБНЕВА, начальник отдела образования администрации Советского района.
Критерии и результаты
– Всего в Новосибирской области 42 системы муниципального образования. Какие критерии составители рейтинга брали в расчет при оценке их деятельности?
– Прежде всего результативность, которая включает несколько показателей. Первый – качество учебных результатов выпускников: здесь оценивался средний тестовый балл по русскому языку и математике, число выпускников, сдавших хотя бы один основной экзамен с высокими результатами (по области таких ребят всего 129, а в Советском районе – 201), а также число победителей и призеров региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Здесь Советский район всегда был лидером. По итогам 2014 года в олимпиадах разного уровня участвовали более двадцати тысяч школьников, около шести тысяч стали лауреатами и победителями, из них 143 заявили о себе на международном уровне. Так, выпускница лицея №130 Женя Пуховая завоевала серебряную медаль на Международной олимпиаде по биологии. Золото получил выпускник СУНЦ НГУ Владимир Вьюшков. Золотыми медалями Министерства образования РФ «За особые успехи в учении» награждены 45 выпускников, в их аттестатах – только отличные оценки.
Второй показатель связан с социализацией детей и подростков. Учитывалось, сколько выпускников девятых классов решили продолжить обучение в школе, число детей и подростков, побывавших в санаториях, оздоровительных лагерях, включая школьные.
И в дошкольных учреждениях, и в школах на первое место выходят вопросы здоровья и всестороннего развития ребенка. Поэтому при мониторинге эксперты обращали внимание на то, сколько детей пользуются горячим двухразовым питанием, есть ли у юных жителей района возможность заниматься в спортзалах, секциях, кружках, насколько часто они болеют. 93% школьников района охвачены горячим питанием, 91% занимается в кружках и секциях учреждений дополнительного образования.
Оценивалась информационная открытость образовательного пространства. В районе идет работа по переходу на электронные журналы и дневники. В прошлом году все школы района подключились к всероссийской бесплатной образовательной сети Dnevnik.ru. В планах – создание официального сайта районного отдела образования.
Особая атмосфера
– В Академгородке созданы все условия для успешного развития детей. И высокие показатели в образовательной сфере – вполне закономерное явление?
– Мне часто задают этот вопрос, многие журналисты считают Академгородок Меккой в сфере образования. Университет, СУНЦ НГУ, научно-исследовательские институты СО РАН, технопарк представляют собой единый образовательный комплекс. Но ведь Советский район – не только Академгородок, но и микрорайоны Шлюз, Нижняя Ельцовка, Левые Чёмы. Эти территории активно застраиваются, здесь рождается много детей, поэтому сейчас именно в Левобережье основная потребность в дошкольном и общем образовании.
Кроме того, руководители школ района создают все условия, чтобы у талантливых детей была возможность развиваться. Сегодня 43% школьников учатся в профильных классах. С начала реализации областного проекта в районе открыты 33 специализированных губернаторских класса по естественно-научному, математическому, инженерному направлениям. На базе 13 образовательных учреждений открыты шестнадцать городских экспериментальных площадок.
– Четыре образовательных учреждения Советского района признаны региональными инновационными площадками НСО. Расскажите о них подробнее.
– Несколько лет в гимназии №3 реализуется проект «Школа детей для детей» по развитию самоорганизации школьных сообществ «Новая волна». Лицей №130 занимается разработкой и внедрением модели социализации школьника «Я – концепция лицеиста», ориентированной на личность. ОЦ «Горностай» запустил программу «Школьный технопарк «Инженерная среда». Школа №165 внедряет программу «Модель интегрированного обучения как основа инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологичных областей экономики».
– Дошкольные учреждения играют не менее важную роль в развитии ребенка.
– Современное дошкольное образование с 2013 года стало первой ступенью общего образования, теперь оно признается равноценным начальному, основному и среднему общему, у него свой образовательный стандарт и задачи. В районе детские сады посещают 66% дошкольников – почти шесть тысяч ребятишек.
В наших детсадах – не только присмотр и уход. Здесь создаются условия для детей с разными образовательными потребностями. В 53 группах почти 800 детей получают специализированную помощь. В 2014 году при детских садах №16, №18 и №378 для ребят с ограниченными возможностями открыты группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».
– Все начинается с учителя – истина всем известная...
– Развитие новой школы невозможно без совершенствования кадровой политики. Где руководители занимаются этим, молодых специалистов становится больше. Талантливые дети, талантливые учителя. Труд педагогов, их профессионализм стоят за каждой победой, каждым достижением наших учеников. В нашем районе более 80% педагогов аттестованы, имеют квалификационные категории. За последние пять лет более тридцати учителей района стали победителями городского конкурса на получение бюджетного образовательного сертификата. В 2014 году победителем III городского и участником российского этапа конкурса «Воспитатель года» стала учитель-логопед детского сада №374 Елена Зарецкая. Успешно реализуется программа поддержки молодых учителей.
На перспективу
– Расскажите о планах на 2015 год.
– Несмотря на кризисную ситуацию в стране, финансироваться учреждения образования будут в том же объеме, что и в прошлом году. На улучшение материально-технической базы, текущий и капитальный ремонт детских садов, школ, гимназий, лицеев района из городского бюджета в этом году направят более 33 миллионов рублей. В планах начать капитальный ремонт детских садов №251, №364; комплексно отремонтировать системы отопления в 102-й школе; установить теневые навесы в восьми детсадах, отремонтировать кровли в девяти образовательных организациях, благоустроить территорию школы №179. В школах №121 и №165 будут установлены новые оконные блоки. Надеюсь на поддержку депутатов в новом году. Ведь выделяя средства (в 2014-м направлено в сферу образования около 7 миллионов рублей), они помогают руководителям решать многие вопросы.
Органы власти и руководители должны создать условия для того, чтобы дети получали качественное образование независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения. Многое уже сделано. К 2020 году планируется перевести все образовательные учреждения на односменное обучение. Будем думать не только о пристройках к школам, строительстве новых объектов, но и эффективном использовании площадей, создавая образовательные комплексы.
Юлия ВЕРХУША
Комментарии
Да неужели? Почему же тогда не проводятся районные соревнования школьников даже по видам спорта, включенным в школьную программу, а по тем, что проводятся, делается "для галочки"? Что это за соревнования, где участвуют, к примеру, 3 команды? Не надо лгать! Никаких 91% занимающихся нет в природе! В противном случае, в районе бы проходили полноценные соревнования с участием команд ВСЕХ школ по ВСЕМ видам спорта, включенным в комплексную спартакиаду школьников.