Вернуть детство
Вернуть детство
Худенькая и большеглазая Аня из села Верх-Ирмень сидит за столом и доделывает писанку, тщательно соскребая капельки воска с яйца. Она выглядит гораздо младше своих четырнадцати, но Анечка – настоящий боец. Несколько лет назад девочке поставили страшный диагноз – онкология. Врачи, больницы, консультации, терапия. Детский организм с болезнью справился. И сейчас вместе с шестнадцатью сверстниками Аня проходит восьмидневный курс реабилитации в областном центре социальной помощи семье и детям «Морской залив». Организована программа благотворительным фондом «Защити жизнь» при помощи Министерства социального развития Новосибирской области.
Возвращение в повседневную жизнь
Сине-белое здание центра находится на берегу залива в районе ОбьГЭС. Целительный воздух соснового бора, игровые площадки, цветы на клумбах, дружественный и гостеприимный персонал – в таком месте хочется праздновать жизнь, а травматический опыт болезни оставить в прошлом.
По словам президента благотворительного фонда «Защити жизнь» Евгении Голоядовой, основная цель программы реабилитации – вернуть их подопечным детство.
– Детям нужно научиться жить без диагноза – общаться с друзьями, вести активный образ жизни – бегать, прыгать, кататься на велосипеде, пинать мяч, готовиться к учебному году. Это непросто. Ведь тот образ жизни, к которому они привыкли за время болезни (процедуры, врачи, анализы, осмотры, больницы), теперь придется менять. Таким детям предстоит заново социализироваться, почувствовать себя такими же, как их сверстники, – рассказывает Евгения.
Семья, где болен ребенок, не похожа на другие. Боясь потерять свое чадо, родители постоянно его опекают, уделяют повышенное внимание – гораздо больше, чем другим своим детям. Брат или сестра ребенка, перенесшего болезнь, может ревновать родителей, болезненно воспринимать ситуацию. Некоторые из них так прямо и заявляют: «хочу заболеть» или «лучше бы я заболел». Отношения должны измениться между всеми членами семьи, поэтому с братьями и сестрами здесь также проводится работа.
Программа реабилитации построена на вовлечении детей в творчество. Для ребят организованы мастер-классы по робототехнике, скрапбукингу, изготовлению обережных кукол, кулинарии, традиционной росписи яиц.
Проявить себя участники реабилитационной смены могут и в различных видах спорта. Например, стрельбе из лука. Но самый большой восторг вызывает у них участие в приключенческих играх или так называемых квестах.
В программе – вечерки с русскими народными инструментами: балалайкой, ложками, трещотками и бубенцами. Как говорят организаторы, важно научить ребят взаимопомощи, заботе друг о друге, ведь они долгое время были один на один с болезнью, а также восстановить коммуникативные навыки.
– Мы постарались максимально приблизить условия проживания к повседневной жизни, а чтобы ничто не напоминало детям о больнице, даже попросили наших врачей снять белые халаты, – рассказывает заместитель директора областного центра социальной помощи семье и детям «Морской залив» Наталья Карпушкина.
С мольбой о здоровье
Жанна Сорокина, этнопедагог, работает волонтером уже не первый год. Сначала вместе со своими детьми устраивала небольшие концертные программы в больницах. Потом к ним подключились певец Карен Мовсесян и заслуженная артистка Лидия Бондаренко.
На реабилитационной смене Жанна ведет мастер-класс, показывает детишкам, как сделать крапанку – одну из самых простых разновидностей писанок. Сначала на яйцо зажженной свечкой капают воск, затем погружают в раствор пищевого красителя, например, желтого. Если стереть точечки, то яйцо будет желтое с белыми пятнышками. Затем наносят еще какое-то количество воска, и снова погружают в краситель, но уже другого цвета. И вот уже яичко красное в желтый и белых горох, смотрится очень нарядно. Каждое яйцо – маленькое произведение искусства, его кладут в корзиночку, сделанную в форме гнезда, внутри которого лежит мелко нарезанная бумажная трава.
– Писанка у древних славян была письмом к Богу, яйца они красили по любому поводу. Существовало четкое разделение цветов: зеленый – мольба о здоровье, красный – о богатстве и радости, желтый – о плодородии, синий – поминальные. Почти все рисунки символичны: сеточка означает судьбу, охраняет от злых сил, отделяет добро от зла, точечки – символ плодородия. С христианством появился символ креста, объединяющий божественное и земное, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, душу и тело.
Рядом проходит мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол-оберегов. На столе – разноцветные лоскуты, мотки шерсти, атласные ленты. На середину куска белой ткани кладут ватный шарик, перетягивают его цветной нитью – получается головка куклы. Затем из скатанного в рулончик куска материи делают ручки, а из материала с ярким рисунком – юбку. И в завершение повязывают платочек на голову. Простор для творчества – необычайный. Можно использовать какой угодно цвет ниток, рисунок ткани, разноцветные ленты и тесьму для украшения. Есть только два правила – во-первых, при изготовлении обережных кукол нельзя использовать иголки и ножницы – кто же будет резать и колоть будущую защитницу? Во-вторых, нельзя рисовать лицо на куколке, чтобы злые духи не смогли войти в нее через рот или глаза.
Рукодельный процесс – неторопливый и целительный, в старину при изготовлении кукол-оберегов мастерицы пели молитвы и загадывали желания. Ребята тоже ушли в процесс с головой, работают тихо и сосредоточенно, а глаза светятся. Пусть магия обережного творчества сработает!
Главное – сделать первый шаг
На улице ребята учатся стрелять из лука. На левой руке у каждого ребенка крага – пластмассовый широкий браслет, защищающий от удара тетивы. В качестве мишени – разноцветные воздушные шары. Ведущий мастер-класса – спортивный журналист, тренер-волонтер Юрий Землянов (осенью и зимой ведет у подопечных фонда физкультуру, готовит их к «Играм победителей», спортивным соревнованиям для детей, перенесших онкологические заболевания).
Девятилетний Артем из Новосибирска и десятилетняя Василиса из Карасука уже отстрелялись. Сидя на стульчиках в тени, они внимательно наблюдают за ребятами своей команды, радуются их успехам.
Между собой дети и команды не конкурируют: взаимодействие в малых группах – важный навык, который пригодится ребятам в будущем.
– В первую очередь этим детям нужно поверить в себя, переступить через страх, сказать: «Я могу – залезть на дерево, пробежать три километра, перепрыгнуть через препятствие! – рассказывает Юрий. – Еще вчера наша всеобщая любимица Аня категорически отказывалась стрелять из лука, а попробовав, не могла дождаться следующего дня, чтобы попасть в шар. У детей очень гибкая психика, и удачный опыт преодоления препятствий они смогут применить потом в любой деятельности.
Юлия ВЕРХУША
Фото автора
Комментарии