Великобритания далекая и близкая
Великобритания далекая и близкая
Великобритания далекая иблизкая
Она необычайна. Это как отдельный мир, отрезанный отвсего. Когда я вышла из самолета, сразу же почувствовала атмосферудоброжелательности, непринужденности. Меня и папу встречали наши знакомые Кевини Дэби, и мы поехали к ним домой.
Семья Кевина живет в графстве Норхэнтс – 150 км на север от Лондона. Заокном поля, 2-3-этажные дома, снова поля, магазины, придорожные кафе. Через паручасов езды по шикарной дороге мы остановились около дома с собственным именем –Manor House. Это родословное имение с приусадебным участкомвнушительных размеров. Многие дома в Англии окружают мощные кусты, стоящиесплошной стеной. Они служат украшением и оградой. Нам устроили экскурсию повладению. Обойти удалось не все – такое оно большое. Продолжили гулять по садус лужайками, фонтанами, бассейнами, конюшней, прудами.
Вскоре пришли дети Кевина, им по 16 и 20 лет. Мыпознакомились, поболтали. Затем нас пригласили в просторную гостиную длясемейного обеда. Обед оказался очень обильным. Все было очень вкусно.
На следующий день папа уезжал с командой альпинистовграфства Норхэнтс в горы Лламбри и Сноудэн в Уэльс. А мне предстояло идти вшколу вместе с Сарой. От дома до школы примерно 40 минут на машине. Школамаленькая, всего на 300 учащихся, но очень уютная. Мы немного опоздали. Быстробросили сумки в классе и побежали в актовый зал. Каждый день в 9 и 16 часов(до и после учебы) все собираются в актовом зале, где директор беседует сучениками, иногда играет в игры на испанском или французском. Поют вместепесни, гимн школы, а потом молятся.
Так вот, зашли мы в актовый зал, и директор заметилменя: «Мы изучаем сейчас историю России, но никогда не видели русских и необщались с ними». Затем он объявил: «К нам приехала в гости ученица из России» –и попросил меня выйти на сцену. Я представилась и рассказала немного о том,откуда приехала, о себе и о своей школе. Все аплодировали.
Во всех школах Англии обязательна форма. В этой – удевочек синие вельветовые юбки и пиджаки, а у мальчиков черные брюки, пиджаки ичерно-желтые галстуки. В каждом классе по 15 человек. Мальчики и девочкисидят отдельно, на разных рядах. У каждого ученика своя парта, где лежат всеего принадлежности, учебники. В день обычно по 4 урока. Урок длится час,потом 20-30 минут отдыха, когда можно перекусить, погулять, побеситься, пообщаться.Многие подбегали и расспрашивали меня. А домашнего задания им не задают!
Потрясающе: в Лондоне, а позже в Эдинбурге и Оксфордея понимала английскую речь на 80 и более процентов, а здесь – не больше 20%! Директора,учителей я еще как-то понимала, а вот сверстников – почти нет. Сара просила ребятговорить медленнее, но это не помогало: сказывался сильный акцент исвоеобразный норхэнтский диалект. Как потом выяснилось, папе тоже приходилось нелегко.Имея многолетнюю практику работы горным гидом в международных экспедициях, гдевсегда разговаривали только на английском, здесь папа общался с помощью Кевина,который переводил с их английского на традиционный английский и обратно. Правда,через неделю папа адаптировался. Но я так и не смогла привыкнуть. Зато директоршколы с помощью компьютерного переводчика пытался немного выучить русский язык.Ребятам трудно было выговорить даже мое имя, впрочем, как и мне – их имена. Ониназывали меня Мэйша, Мэнша, Мийши.
Директор и учитель английского постоянно меня о чем-торасспрашивали. Например: «Когда нам представляется Россия, первое, что приходитв голову, это московский Кремль. А что тебе сразу представляется как символАнглии?» Они хорошо знают русского писателя Чехова. Директор очень забавный:приезжает в школу на велосипеде с собакой, которая сидит на всех уроках вместес ним. В последний день моего пребывания в этой школе он подарил диск с музыкойЧайковского и сказал, что это его любимый композитор.
Из семьи Кевина меня отправили в новую семью – Иана,тоже британского альпиниста. Несколько лет назад папа и мама встретились с нимв экстремальных условиях на траверсе Монблана во Франции. Оттуда и началасьдружба. Я пошла в школу с дочерью Иана. Это большая школа, в ней учатся 3000 ребят.На параллели 5 классов. Есть собственный автобус, который всех учениковпривозит и развозит по домам. В этой школе и в семье Иана мне тоже оченьпонравилось. На каждом шагу я встречала прекрасных, открытых, приветливыхлюдей.
Потом вернулся папа с восхождений в Уэльсе, и мыпоехали путешествовать по Великобритании.
Эдинбург славится своей древней архитектурой,соборами, красивыми зданиями. Мы постоянно встречали мужчин в юбках – коренныхшотландцев. Во всех людных местах играла национальная музыка. Шотландцы оченьгорды принадлежностью к своей стране и считают себя независимыми от Англии. Вгороде много людей на велосипедах и просто бегающих для здоровья – это модно.
В Лондоне шикарные музеи, каждому из которых можнопосвятить несколько дней. Зимой вход всюду свободный. Один день я посвятилагромаднейшему и дорогущему супермаркету Harrods. Все тамперемерила, набрызгала на себя духи из пробников. Продавцы и клерки за этим «цирком»наблюдали доброжелательно.
Оксфорд – город университетов, каналов и велосипедов.Люди бегают, занимаются спортом в парках, катаются на роликах, учатся иразвлекаются так, как только можно. Молодежь, как и во всем мире, слушаетразную музыку и объединяется в группы.
Я долго буду помнить встретившую меня с улыбкой Англиюи Шотландию. Все было потрясающе! Не забуду людей, с которыми провела это время.
Маша БУЛЫЧОВА,
ученица 10-го класса лицея №130
Комментарии