Вдвоём против болезни
Вдвоём против болезни
У моей 12-летней дочери диабет, заболела она в 10. Ей надо постоянно проверять уровень сахара и делать уколы после каждого приёма пищи и обязательно ещё один раз утром или вечером. Уколы она очень быстро научилась ставить себе сама (быстрее, чем я осмелилась), но ей всё время надо об этом напоминать. Кроме того, дозы всегда меняются: надо смотреть, какой был сахар в крови перед едой, ночью или в течение дня, погода влияет, тренировки, другие факторы... А она ставит по-среднему. Но так нельзя! Я ей объясняю – вроде понимает, а на практике не делает. Может, много требую от неё в этом возрасте? Она сейчас хочет куда-то ездить без меня – с классом, с командой, но я не осмеливаюсь пока её отпускать на несколько дней.
В общем девочка неглупая. Может, оставить её в покое и самой просто пока напоминать о замерах и уколах? Может, постарше будет и всё наладится?
Жизнь ребёнка изменилась: она наполнилась множеством процедур, дел, обычно подростку не свойственных. Поэтому важно понимать соотношение того, как много девочка делает (может делать) сама и о многом ли приходится напоминать.
Смотрите, она уже со многим справляется. Например, для многих взрослых людей научиться делать уколы в принципе, а тем более самому себе – это запредельно, а ваша девочка ставит! Вы сами отмечаете, что она научилась это делать гораздо быстрее, чем мама. Наши дети лучше нас, быстрее и адаптивнее.
Что из обязательных процедур вам бы хотелось, чтобы она делала? Ведь уже сейчас дочь выполняет всё, что нужно, только не всегда без напоминаний. Ей пока слишком сложно делать это без напоминаний.
Думаю, что для девочки на данный момент учесть факторы во всём многообразии слишком сложно. Кроме того, скорее всего не все они ей понятны в интерпретации: как соотносится утренний сахар с атмосферным давлением или физической нагрузкой, как они в такой пропорции влияют на дозировку. И, чтобы не ошибиться, она ставит средний вариант дозы, на всякий случай.
Скорее всего, рано или поздно она научится различать нюансы в зависимости от сочетания факторов, но не сразу, а постепенно. Медленнее, чем вам хотелось бы, возможно. Но в любом случае быстрее, чем любой взрослый человек. Поэтому выходом здесь может быть регулярное напоминание и разъяснение: почему именно так, а не иначе. Вы сейчас с ней вдвоём против болезни, а не против друг друга, вы с ней на одной стороне. Поэтому кто вспомнил, тот и молодец – плюс в общую копилку.
Что касается отпускания на несколько дней, это весы: что перевесит – если ребёнок не будет учитывать всех факторов при постановке укола, нанесёт вред здоровью или упустит удовольствие от поездки? Путешествие с классом или командой может быть символом того, что жизнь продолжается, что, несмотря на заболевание, она не отрезана от людей и радостей, связанных с общением.
Подумайте о развёрнутом инструктировании и памятках с собой – всём том, что позволит вам отпустить ребёнка с более спокойным сердцем, если примете решение в пользу поездки.
Таким образом, необходимо немного вашего терпения и времени для дочери. Она быстро учится и обязательно справится со всеми заботами о здоровье.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии