В. Никитин: «Решать проблемы поможет активность жителей»
В. Никитин: «Решать проблемы поможет активность жителей»
«Навигатор» сообщал, что ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» признан лучшей управляющей компанией Новосибирска в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году. Подробности мы узнали у ее руководителя В. НИКИТИНА.
– Владимир Михайлович, по каким показателям конкурсная комиссия оценивала работу управляющих компаний?
– Показателей было много. Это и техническое состояние многоквартирных домов, и подготовка их к зиме, и санитарное состояние придомовых территорий. Кроме того, учитывалось участие в конкурсах, проходивших в течение года: «Лучший снежный городок», «Лучший подъезд», «Лучший по профессии в сфере ЖКХ». По итогам конкурса «Дом образцового содержания» из десяти домов, выбранных комиссией в Новосибирске, пять обслуживаем мы. Причем первое место занял дом по бульвару Молодежи, 6. Хотя ему уже полвека, и конкурировать с новыми зданиями было непросто.
– После новости о признании ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» лучшей на сайте «Navigato.ru» появился «доброжелательный» комментарий: «Ну надо же! Если ГУП ЖКХ лучшие, то что же тогда у других творится? Да, замазывать глаза научились. А наш неприхотливый народ продолжает всё терпеть...»
– Сложно сказать, что имел в виду автор сообщения. Еще раз хочу подчеркнуть, что это общегородской многоступенчатый конкурс среди управляющих компаний, а их в Новосибирске более семидесяти, не считая ТСЖ. В конкурсную комиссию входили представители мэрии и районных администраций. Сотрудники ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» в ней представлены не были. Соревновались не только управляющие компании, но и районы города, ведь от качества работы управляющих компаний напрямую зависит жизнеобеспечение районов. Поэтому особенно почетно, что наша управляющая компания и Советский район действительно лучшие в городе.
– Но жалоб на работу жилищников все-таки не становится меньше.
– Все сферы, связанные с оказанием услуг населению, обычно подвергаются большому числу жалоб, а социально значимые (такие, как образование, здравоохранение, ЖКХ) – особенно. По жалобам, поступающим непосредственно к нам, проводится тщательная работа. Очень часто оказывается, что проблему можно решить, просто обратившись в управляющую компанию. Например, собственники одного из домов долго жаловались во все инстанции, что счета за электроэнергию в местах общего пользования (МОП) очень большие, хотя жильцы стараются экономить, постоянно выключая свет. Когда собственники обратились напрямую в ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН», оказалось, что в этом доме по проекту не предусмотрен прибор учета электроэнергии МОП. Мы предложили собственникам созвать собрание и принять решение об установке такого прибора и источниках его финансирования. Весь процесс от собрания до установки занял месяц. Сегодня жильцы дома за электроэнергию МОП платят в несколько раз меньше.
– Жители Академгородка давно требуют введения пообъектного учета, особенно в Верхней Зоне, где много старых домов, к которым нужен индивидуальный подход.
– Согласно Жилищному кодексу с 2007 года ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» ввел пообъектный учет для всех многоквартирных домов, находящихся в его управлении. С этого времени подход ко всем жилым домам стал индивидуальным. Сегодня собственники не только согласуют виды работ и их стоимость, но и участвуют в комиссии по приему ремонтных работ в доме. С 2010 года мы планируем разделить содержание и текущий ремонт. Тогда управляющей компании отчитываться перед жильцами будет проще, а собственники смогут легче понимать и читать отчеты о затратах на содержание, текущий и капитальный ремонты.
– Выстраивание отношений с жильцами, видимо, одна из самых сложных задач.
– Да, это большой пласт работы. Из 395 домов, находящихся в нашем ведении, большинству по 40-50 лет. Понятно, что все разом проблемы не ликвидируешь, всем за год капитальный ремонт не сделаешь. В такой ситуации требуется четкая система действий, которая позволила бы решить старые и текущие проблемы, не накапливая более серьезные новые. Для этого нужна еще и активность жителей. Сегодня собственники несут ответственность не только за отдельно взятую квартиру, но и, согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ, за весь жилой дом. И от того, насколько жильцы осознают свою ответственность, зависит, как складываются отношения с управляющей компанией. Как положительный пример налаженных взаимоотношений можно привести дома по бульвару Молодежи, 6 (старшая по дому Т. Тураева), Демакова, 13 (Н. Петрищева), Терешковой, 26 (В. Уласевич), Русская, 21 (З. Денисова), Русская, 33 (Т. Новоселова), Лесосечная, 7 (старший по подъезду, председатель ТОС «Нижняя Ельцовка» А. Немудрый), Академическая, 15 (старшая по дому Р. Веремеенко). И этот перечень можно продолжать.
– Какие еще вопросы сегодня стоят на повестке дня?
– Одна из серьезных проблем для нас как для управляющей компании и в целом для сферы ЖКХ Новосибирска – создание ТСЖ, то есть товариществ собственников жилья. По сравнению с другими районами города Советский здесь не в лучшей ситуации. Люди не хотят создавать ТСЖ по разным причинам. В частности, население Городка просто привыкло к тому, что ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» получает федеральные субсидии, и за счет этих средств мы ремонтируем дома. Пока, действительно, эти суммы превышают те, что выделяются на капитальный ремонт согласно Федеральному закону №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Но все хорошее когда-то кончается. Поэтому надо думать о будущем и создавать ТСЖ, чтобы появилась надежда получить дополнительный источник средств на капитальный ремонт. И городу нужен определенный процент их создания, по этому показателю предоставляются бюджетные средства. Мы должны помогать городу создавать ТСЖ, если хотим жить лучше.
Еще одна серьезная проблема – неплатежи населения. Она усугубилась в связи с кризисом. И хотя мы организовали работу с должниками, долги очень большие – миллионы рублей. Это не останется без внимания – мы анализируем ситуацию, подаем иски в суд.
– По-прежнему много вопросов по поводу оплаты за электроэнергию в местах общего пользования (МОП), по установке приборов учета.
– Ответ здесь один: счетчики ставить надо. Норматив существенно отличается от фактического потребления. Практика показывает, что, в частности, по МОП со счетчиками получается экономия в 3-5 раз. Что касается других приборов учета. Ресурсо- и энергосбережение – это задачи, которые ставятся на государственном уровне. Когда мы проводим капитальные ремонты, то, как правило, устанавливаем общедомовые счетчики. В их необходимости люди уже убедились, столкнувшись с корректировкой начислений за 2008 год. Что потребил, то оплатил – и не будет никаких вопросов.
– Зима, как обычно, наступает внезапно. Ремонт пострадавшего от пожара дома по ул. Героев Труда, 6 успели завершить?
– Все запланированные работы проводятся согласно графику и в ноябре будут закончены. Мне хочется выразить огромную благодарность трудовому коллективу ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН»: сотрудники отнеслись с огромным пониманием к горю людей и самоотверженно работали на ликвидации последствий пожара.
– Сейчас идет подготовка к голосованию по тарифам на 2010 год.
– Это очень большая работа. Имея определенный опыт, мы стараемся по максимуму собрать информацию – по содержанию, текущему и капитальному ремонтам. Надеюсь, что жители не останутся безучастными, выскажут свои замечания, предложения. Мы их примем и постараемся свою работу улучшить.
Татьяна ОСИПОВА
На снимке: жильцы дома №6 по бульвару Молодежи
Комментарии