Вахта у школьной доски
Вахта у школьной доски
Праздничным педсоветом можно назвать торжественное собрание педагогов в ДМ «Юность». В этом году отдел народного образования Советского района празднует 50-летие.
Сложно и своеобразно проходил процесс становления системы среднего образования в Академгородке и его ближайших окрестностях. Но уже в начальной стадии было ясно: здесь должны коваться лучшие кадры для науки, искусства, строительства и других жизненно важных отраслей. В Городок ехали вслед за мужьями, сюда приглашали опытных преподавателей и распределяли молоденьких девчат. «Это удивительное место!» – писали они в письмах своим друзьям и родным, что было не только правдой, но и отчасти их заслугой. Пока строители возводили фундаменты зданий, а ученые готовили платформу для новых открытий, педагогам предстояло создать все условия для воспитания и развития молодого поколения района.
Продолжительный период становления (1959-1981 гг.) принято называть эпохой Магро – по фамилии талантливого руководителя Советского районо Василия Васильевича Магро. Строились школы, формировались новые коллективы. Менялись взгляды на условия, в которых должны обучаться дети, а вслед за ними – типовые проекты школьных зданий. Это мы без труда заметим, сравнив школы №125, №61 и №190, внешне совершенно не похожие друг на друга. Своеобразна была и работа учителей в те годы. Помимо высококачественных разносторонних знаний, велась активная идеологическая деятельность. Растили не просто грамотных людей, а борцов за торжество коммунизма во всем мире, патриотов и общественников.
На долю Сергея Николаевича Смирнова выпали нелегкие годы (с 1981-го по 2003-й). Это «застой», перестройка, жесткие постперестроечные реформы. Резко менялась не просто жизнь в государстве, а сама система ценностей. Идеология марксизма-ленинизма потерпела крах, приходилось искать что-то доброе, вечное, но осовремененное, чтобы помочь детям, родителям и самим учителям пережить эпоху перемен.
Мелькали разные ориентиры: престиж, карьера, религия. Развалился Союз, рассыпалась экономика страны. Воспитывать детей по-старому было невозможно: они ежедневно видели реальную жизнь, в которой зачастую большего добивался тот, кто сильнее или богаче. Закрывались и сдавались в аренду детские сады. У государства просто недоставало средств на их содержание. Дефолт, финансовые пирамиды, повальное обнищание населения… По разным причинам из системы образования ушло немало замечательных кадров. Остались те, кто был верен избранному пути: как-то выкручивались, работали на две ставки, подрабатывали в других местах. Кто-то, наоборот, пришел в педагогику из не менее бедствующей науки и сумел найти себя заново!
Принявшему руководство отделом образования в 2003 году Андрею Николаевичу Головнину пришлось адаптировать в школах систему школьного самоуправления и эксперименты с ЕГЭ, введение предшкольного и профильного образования. Наступило понимание того, что заимствовать надо только хорошее и прогрессивное, а еще лучше – разрабатывать что-то свое.
С тем же девизом под руководством Зинаиды Александровны Гребневой трудятся учителя и воспитатели в наши дни. Подушевое финансирование дамокловым мечом нависло над малочисленными школами, грозя им полным закрытием. Не закрывать, а выживать! – такая цель стоит сегодня перед их коллективами.
На сегодняшний день в районе обучается более 13 тыс. детей и подростков. Свое 50-летие готовятся отпраздновать 12 учебных заведений. Это самые первые школы и садики, пионеры Советского районо. Сегодня уже нет многих педагогов, впервые открывавших эти старые двери для учеников и их родителей. Но есть те, кто сразу после училищ и институтов был у них на практике. Они много достигли в жизни. 50-летняя вахта у школьной доски не каждому по плечу, но таких заслуженных учителей у нас немало.
Педагогическая деятельность тяжела, но необходима, низко оплачиваема, но прекрасна и не похожа ни на какую другую. Поэтому есть у нас семьи, где дети, с детства знакомые с работой педагога, шли по стопам родителей, образуя целые педагогические династии.
…Вручаются подарки и цветы, звучат песни и слова благодарности. Педколлективы подготовили музыкальные номера. Вот какие они у нас: и поют, и танцуют, и в КВН играют. Яркие, талантливые, красивые – такие могли бы стать кем угодно, а пошли по зову сердца в учителя!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии