В свободное плавание
В свободное плавание
В апреле этого года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». За неполные два месяца он успел обрасти рекордным количеством домыслов, стать поводом для голодовки новосибирца, недовольного неоднозначностью закона, и последующим осуждением этой акции мэром города.
Суть нашумевшего законопроекта сводится к разделению всех государственных учреждений, а это в первую очередь больницы и школы, на две группы: казенные и бюджетные автономные. Период до 1 января 2011 года объявлен переходным, а к началу нового года за каждым учреждением будет закреплен тот или иной статус. Для казенных учреждений практически ничего не изменится, а вот автономным, в число которых попадают практически все общеобразовательные школы, предстоит функционировать в новом режиме. Несколько новосибирских школ, в их числе гимназия №6 «Горностай» и средняя школа №163, уже выбрали «автономную дорогу» и приобретут новый статус с 1 сентября этого года. В чем будут заключаться изменения?
ШКОЛЫ ЗНАЮТ, ГДЕ ЗАРАБОТАТЬ
Школам, приобретающим статус автономных учреждений, предоставят большую, чем раньше, финансово-хозяйственную самостоятельность. Им разрешат вести коммерческую деятельность, оказывая населению дополнительные платные образовательные услуги. Такая практика во многих школах существовала и раньше, но с приобретением нового статуса спектр услуг, несомненно, возрастет, а связь между спросом и предложением станет более тесной. Как рассказала директор «Горностая» Ирина Путинцева, самые перспективные в финансовом плане направления в гимназии – занятия с дошкольниками, подготовка к Единому государственному экзамену и дополнительное изучение иностранных языков. Спрос на эти услуги уже сейчас велик: к примеру, в центре подготовки к ЕГЭ занимаются ученики как шестой гимназии, так и других школ района. Количество желающих попасть в дошкольную гимназию вот уже несколько лет превышает количество мест. Идут занятия в группах по изучению английского, французского и немецкого, со следующего года список пополнится японским и китайским языками.
До обеда – бесплатно
С другой стороны, оказание платных образовательных услуг связано с целым рядом щекотливых моментов. Не получится ли так, что услуги будут фактически навязаны, а дети, чьи родители решили ограничиться лишь школьной программой, будут обделены вниманием? Случается, что папы и мамы, записав чадо на дополнительный курс, переоценивают свои финансовые возможности и затягивают с выплатами. Как должен вести себя в этой ситуации педагог, кто будет вести переговоры с родителями, выгонять ли ребенка с занятий – словом, вопросов много. Не совсем ясно также, что ждет обычную школьную программу, неужели и уроки по физике и химии скоро придется покупать?
Многие родители школьников не испытывают оптимизма:
– Мой ребенок учится в начальной школе, – рассказала Ульяна, мама ученика одной из школ на Шлюзе. – В начале года из-за маленькой зарплаты уволилась учительница, сейчас детей учат пять разных преподавателей. Директор говорит, что с финансированием в будущем году будут проблемы. Нас уже сейчас ориентируют на платные услуги. Собираются сделать школу полного дня, но продленка, видимо, будет платная. В классах, которые не насчитывают 25 человек, предлагают две подгруппы английского только платно. Дело не в том, что мы не собираемся тратить деньги на образование детей, но предпочитаем тот же английский оплачивать другим специалистам, т.к. уровень школьных учителей не всегда устраивает.
Слухи действительно ходят один страшнее другого: говорят, что бесплатными останутся только пара часов русского языка и математики в неделю, а образование можно будет получить только за деньги. Ирина Путинцева считает, что это исключено:
– У школы существует учебный план, обязательное количество часов, которое оплачивает государство. Есть необходимый набор предметов, и он, конечно, никуда не пропадет.
Более того, директор «Горностая» уверена, что речь идет не о повороте государства к платному образованию, а об ответственности педагогов за качество образования. Число же бесплатных образовательных услуг теперь, когда школы могут существенно расширить спектр своей деятельности, напротив, будет только увеличиваться: – У нас были платными занятия по экономике, информатике, сейчас мы хотим ввести их в учебный план. Существующая система дополнительных услуг, обязательных для учреждений со статусом гимназии, постепенно станет у нас бесплатной – это, несомненно, улучшит нашу репутацию среди родителей и привлечет к нам новых учеников. Но теперь появилась возможность существенно расширить систему дополнительного образования, адресовать услуги не только нашим ученикам, но и их родителям, и детям из других школ. Если ребенок очень хочет заниматься дополнительно, но финансы родителей этого не позволяют, к нам обращаются с просьбой, и мы всегда идем на встречу. Мы в первую очередь педагоги, а не коммерсанты! Поле дополнительного образования очень широко: музыкальные и танцевальные коллективы, информационные технологии, психологические и поведенческие тренинги, обучение проведению презентаций, составлению резюме. Наши педагоги сейчас готовятся к этому; если кто-то хочет оказывать такие услуги, он пишет заявление, программу, набирает слушателей. Заявка может поступить и от родителей, и просто от жителей окрестных домов – будем изыскивать возможность ее удовлетворить.
В чей карман?
Школа, получившая статус автономного учреждения, получает также возможность самостоятельно распоряжаться своими финансами, не отчитываясь за каждый рубль и свободно перемещая средства с одного пункта сметы на другой. Плюс немаловажный: сегодня деньги, предназначенные на покупку банки краски, школа не имеет права потратить на что-то другое, даже если испытывает в этом другом острую потребность. Финансовая самостоятельность даст возможность направлять деньги, полученные при оказании платных услуг, на увеличение учительской зарплаты и совершенствование материально-технической базы школы. Можно будет также брать кредиты и сдавать часть школьных помещений в аренду.
– Не секрет, что школы испытывают затруднения с приобретением дорогостоящего оборудования, – говорит Ирина Путинцева. – Мультимедийные доски мы даже не можем купить – только выиграть по грантам. С расширением спектра платных услуг появится возможность приобрести или взять в кредит. Кроме того, через платные образовательные услуги мы повышаем заработную плату наших педагогов и их социальный статус.
Иной точки зрения придерживается преподаватель математики одной из гимназий района:
– Учителя от этой реформы мало что выиграют. Платные услуги в школах начали оказывать не вчера, а учительские зарплаты остаются скромными. Считается, что нововведения просто узаконят существующий порядок вещей, но ведь сейчас по закону не получается учителей финансово поощрить. Я знаю, что в одной из школ городка родители хотели поддержать хорошего преподавателя с небольшой зарплатой. Не получилось. Через фонд школы можно было доплатить педагогу только за какую-то другую работу, а не за обычные уроки. А что учителю делать с теми детьми, у которых есть талант, а денег нет? Родителей и учителей фактически стравливают друг с другом, ведь родители будут платить и требовать качества.
У РУЛЯ – РОДИТЕЛИ
Требовать родители, как мы поняли из разговора с Мариной, многодетной мамой, чьи дети учатся в одной из школ района, уже готовы:
– Современная школа унаследовала все проблемы школы советской. Она ориентирована на детей, способных усваивать большой объем теоретической информации, школа, не создающая целостную картину мира. Мне кажется очень перспективным, что теперь в принятии важных решений, в том числе и в выборе школьных образовательных программ будут ориентироваться на мнение родительских советов.
Ирина Путинцева во многом согласна с таким мнением:
– Самое главное – делать все честно, открыто и публично. Для этого обязательное условие – создание наблюдательного совета, в который будут входить известные люди района. Управление всеми финансовыми потоками идет только под руководством родителей, наша деятельность контролируется учредителем. В отрицательном результате я как директор гимназии, как человек, как депутат Совета депутатов нашего города нисколько не заинтересована.
Пока же директор «Горностая» твердо уверена в одном: кредит в первый год она брать не будет.
Татьяна ЯКОВЛЕВА -----------------------
совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». За неполные два месяца он успел обрасти рекордным количеством домыслов, стать поводом для голодовки новосибирца, недовольного неоднозначностью закона, и последующим осуждением этой акции мэром города.
Суть нашумевшего законопроекта сводится к разделению всех государственных учреждений, а это в первую очередь больницы и школы, на две группы: казенные и бюджетные автономные. Период до 1 января 2011 года объявлен переходным, а к началу нового года за каждым учреждением будет закреплен тот или иной статус. Для казенных учреждений практически ничего не изменится, а вот автономным, в число которых попадают практически все общеобразовательные школы, предстоит функционировать в новом режиме. Несколько новосибирских школ, в их числе гимназия №6 «Горностай» и средняя школа №163, уже выбрали «автономную дорогу» и приобретут новый статус с 1 сентября этого года. В чем будут заключаться изменения?
ШКОЛЫ ЗНАЮТ, ГДЕ ЗАРАБОТАТЬ
Школам, приобретающим статус автономных учреждений, предоставят большую, чем раньше, финансово-хозяйственную самостоятельность. Им разрешат вести коммерческую деятельность, оказывая населению дополнительные платные образовательные услуги. Такая практика во многих школах существовала и раньше, но с приобретением нового статуса спектр услуг, несомненно, возрастет, а связь между спросом и предложением станет более тесной. Как рассказала директор «Горностая» Ирина Путинцева, самые перспективные в финансовом плане направления в гимназии – занятия с дошкольниками, подготовка к Единому государственному экзамену и дополнительное изучение иностранных языков. Спрос на эти услуги уже сейчас велик: к примеру, в центре подготовки к ЕГЭ занимаются ученики как шестой гимназии, так и других школ района. Количество желающих попасть в дошкольную гимназию вот уже несколько лет превышает количество мест. Идут занятия в группах по изучению английского, французского и немецкого, со следующего года список пополнится японским и китайским языками.
До обеда – бесплатно
С другой стороны, оказание платных образовательных услуг связано с целым рядом щекотливых моментов. Не получится ли так, что услуги будут фактически навязаны, а дети, чьи родители решили ограничиться лишь школьной программой, будут обделены вниманием? Случается, что папы и мамы, записав чадо на дополнительный курс, переоценивают свои финансовые возможности и затягивают с выплатами. Как должен вести себя в этой ситуации педагог, кто будет вести переговоры с родителями, выгонять ли ребенка с занятий – словом, вопросов много. Не совсем ясно также, что ждет обычную школьную программу, неужели и уроки по физике и химии скоро придется покупать?
Многие родители школьников не испытывают оптимизма:
– Мой ребенок учится в начальной школе, – рассказала Ульяна, мама ученика одной из школ на Шлюзе. – В начале года из-за маленькой зарплаты уволилась учительница, сейчас детей учат пять разных преподавателей. Директор говорит, что с финансированием в будущем году будут проблемы. Нас уже сейчас ориентируют на платные услуги. Собираются сделать школу полного дня, но продленка, видимо, будет платная. В классах, которые не насчитывают 25 человек, предлагают две подгруппы английского только платно. Дело не в том, что мы не собираемся тратить деньги на образование детей, но предпочитаем тот же английский оплачивать другим специалистам, т.к. уровень школьных учителей не всегда устраивает.
Слухи действительно ходят один страшнее другого: говорят, что бесплатными останутся только пара часов русского языка и математики в неделю, а образование можно будет получить только за деньги. Ирина Путинцева считает, что это исключено:
– У школы существует учебный план, обязательное количество часов, которое оплачивает государство. Есть необходимый набор предметов, и он, конечно, никуда не пропадет.
Более того, директор «Горностая» уверена, что речь идет не о повороте государства к платному образованию, а об ответственности педагогов за качество образования. Число же бесплатных образовательных услуг теперь, когда школы могут существенно расширить спектр своей деятельности, напротив, будет только увеличиваться: – У нас были платными занятия по экономике, информатике, сейчас мы хотим ввести их в учебный план. Существующая система дополнительных услуг, обязательных для учреждений со статусом гимназии, постепенно станет у нас бесплатной – это, несомненно, улучшит нашу репутацию среди родителей и привлечет к нам новых учеников. Но теперь появилась возможность существенно расширить систему дополнительного образования, адресовать услуги не только нашим ученикам, но и их родителям, и детям из других школ. Если ребенок очень хочет заниматься дополнительно, но финансы родителей этого не позволяют, к нам обращаются с просьбой, и мы всегда идем на встречу. Мы в первую очередь педагоги, а не коммерсанты! Поле дополнительного образования очень широко: музыкальные и танцевальные коллективы, информационные технологии, психологические и поведенческие тренинги, обучение проведению презентаций, составлению резюме. Наши педагоги сейчас готовятся к этому; если кто-то хочет оказывать такие услуги, он пишет заявление, программу, набирает слушателей. Заявка может поступить и от родителей, и просто от жителей окрестных домов – будем изыскивать возможность ее удовлетворить.
В чей карман?
Школа, получившая статус автономного учреждения, получает также возможность самостоятельно распоряжаться своими финансами, не отчитываясь за каждый рубль и свободно перемещая средства с одного пункта сметы на другой. Плюс немаловажный: сегодня деньги, предназначенные на покупку банки краски, школа не имеет права потратить на что-то другое, даже если испытывает в этом другом острую потребность. Финансовая самостоятельность даст возможность направлять деньги, полученные при оказании платных услуг, на увеличение учительской зарплаты и совершенствование материально-технической базы школы. Можно будет также брать кредиты и сдавать часть школьных помещений в аренду.
– Не секрет, что школы испытывают затруднения с приобретением дорогостоящего оборудования, – говорит Ирина Путинцева. – Мультимедийные доски мы даже не можем купить – только выиграть по грантам. С расширением спектра платных услуг появится возможность приобрести или взять в кредит. Кроме того, через платные образовательные услуги мы повышаем заработную плату наших педагогов и их социальный статус.
Иной точки зрения придерживается преподаватель математики одной из гимназий района:
– Учителя от этой реформы мало что выиграют. Платные услуги в школах начали оказывать не вчера, а учительские зарплаты остаются скромными. Считается, что нововведения просто узаконят существующий порядок вещей, но ведь сейчас по закону не получается учителей финансово поощрить. Я знаю, что в одной из школ городка родители хотели поддержать хорошего преподавателя с небольшой зарплатой. Не получилось. Через фонд школы можно было доплатить педагогу только за какую-то другую работу, а не за обычные уроки. А что учителю делать с теми детьми, у которых есть талант, а денег нет? Родителей и учителей фактически стравливают друг с другом, ведь родители будут платить и требовать качества.
У РУЛЯ – РОДИТЕЛИ
Требовать родители, как мы поняли из разговора с Мариной, многодетной мамой, чьи дети учатся в одной из школ района, уже готовы:
– Современная школа унаследовала все проблемы школы советской. Она ориентирована на детей, способных усваивать большой объем теоретической информации, школа, не создающая целостную картину мира. Мне кажется очень перспективным, что теперь в принятии важных решений, в том числе и в выборе школьных образовательных программ будут ориентироваться на мнение родительских советов.
Ирина Путинцева во многом согласна с таким мнением:
– Самое главное – делать все честно, открыто и публично. Для этого обязательное условие – создание наблюдательного совета, в который будут входить известные люди района. Управление всеми финансовыми потоками идет только под руководством родителей, наша деятельность контролируется учредителем. В отрицательном результате я как директор гимназии, как человек, как депутат Совета депутатов нашего города нисколько не заинтересована.
Пока же директор «Горностая» твердо уверена в одном: кредит в первый год она брать не будет.
Татьяна ЯКОВЛЕВА -----------------------
22.11.2024, 15:00
О незабвенной Замире 22.11.2024, 15:00
В поддержку спорта 22.11.2024, 15:00
Павильоны вернут 22.11.2024, 15:00
Корпус поточных аудиторий 22.11.2024, 15:00
Внимание: тонкий лёд! 22.11.2024, 15:00
Весело и безопасно 22.11.2024, 15:00
Вместо депутатов-иноагентов 22.11.2024, 15:00
Главный в минздраве 22.11.2024, 15:00
Сбор вторсырья 22.11.2024, 15:00
Не допустить эпидемии
Комментарии