В «Сигме» 40-й сезон!
В «Сигме» 40-й сезон!
В «Сигме» 40-й сезон! Для тех, кто хочет вспомнить: киноклуб «Сигма» начал свою деятельность летом 1965 года. Стало быть, мы нынче открываем 40-й сезон. Конечно, это утверждение не отличается строгостью, поскольку далеко не всегда клуб работал с регулярностью часового механизма или хотя бы обычного репертуарного театра. Тем не менее есть повод оглянуться назад. С учетом острого неприятия президентом клуба официальных и торжественных собраний возникла идея (кстати, поддержанная многими членами клуба) «справлять» так называемый юбилей весь предстоящий сезон.>>>
Для тех, кто хочет вспомнить: киноклуб «Сигма» начал свою деятельность летом 1965 года. Стало быть, мы нынче открываем 40-й сезон. Конечно, это утверждение не отличается строгостью, поскольку далеко не всегда клуб работал с регулярностью часового механизма или хотя бы обычного репертуарного театра. Тем не менее есть повод оглянуться назад. С учетом острого неприятия президентом клуба официальных и торжественных собраний возникла идея (кстати, поддержанная многими членами клуба) «справлять» так называемый юбилей весь предстоящий сезон.
Под рубрикой «Фильмы, о которых мы говорили» мы вернемся к картинам 60–70-х годов отечественного и зарубежного производства. Название рубрики выбрано отнюдь не случайно, поскольку некоторые фильмы мы в те годы не могли видеть («Не положено!»), но о них читали, говорили... Но весь сезон посвятить ностальгическим мотивам было бы неверным решением. Названной рубрике будет посвящен один вечер в месяц. О каких фильмах идет речь? О ровеснике нашего клуба – фильме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я» с отчаянно молодыми Роланом Быковым, Арменом Джигарханяном и дебютанткой Маргаритой Тереховой. Далее – «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Пловец» Ираклия Квирикадзе, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Тени забытых предков» Сергея Параджанова.
В ретроспективу зарубежных фильмов могут быть включены такие произведения, как «Генерал дела Ровере» Роберто Росселини, «Дорога» Федерико Феллини, «Клео от 5 до 7» Аньес Варда, «Маленький солдат» Жана-Люка Годара, «Мост через реку Квай» Дэйвида Лиина, «Нож в воде» Романа Поланского. Первым же фильмом этой серии в октябре будет показана работа старейшего мастера чешского кино Отакара Вавры «Романс для корнета». Этот поэтический фильм о любви и превратностях судьбы – экранизация одноименной поэмы чешского писателя Франтишека Грубина.
Текущий репертуар «Сигмы» будет, как и ранее, посвящен как ставшим уже классическими, так и современным кинокартинам. В этом сезоне особое внимание мы уделим итальянским мастерам кино (давно не показывали). Однако наша цель все-таки знакомить друзей с общим развитием кинематографа. Сезон открываем картиной ставшего уже классиком Годара «Презрение». Повод – 27 сентября исполняется 70 лет звезде французского экрана Бриджит Бардо. Актриса уже свыше 25 лет не снимается. Ее нынешнее занятие – страстная борьба в защиту животных! Начав как фотомодель, позже, с легкой руки режиссера Роже Вадима, она начала карьеру блистательной кинозвезды (фильм назывался «Бог создал женщину»), славной в те годы, главным образом, своей красотой. Именно с нее был создан образ Франсуазы, символа Французской Республики. Однако Бардо доказала, что она не только очень красивая женщина, но и прекрасная актриса – и драматическая, и комедийная.
В октябре мы будем говорить о творчестве выдающегося итальянца Микеланджело Антониони. В прежние годы мы видели его знаменитую тетралогию: «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня». Автор скрупулезно исследовал один аспект человеческих взаимоотношений, вернее, их отсутствия, получившего название «некоммуникабельность». Своеобразный киноязык позволил острословам утверждать, что Антониони превратил скуку в эстетическую категорию (возможно, старожилы помнят яростное антиантониониевское выступление Ролана Быкова в нашем клубе). Думаю, однако, что эта острота появилась до того, как Ален Рене поставил фильм «В прошлом году в Мариенбаде». В октябрьскую программу «Сигмы» мы включили более поздние работы мастера – фильм «Идентификация женщины» 1982 года и картину «За облаками» 1995 года. В этих произведениях речь идет о поисках контактов между мужчиной и женщиной, очарованности и разочарованиях. Неторопливость рассказа позволяет глубоко заглянуть в душу человеческую.
Итальянский кинематограф славен и другими именами, достойно занимающими место в мировом кинопроцессе: Витторио де Сика, Висконти, Джерми, современные авторы. Что касается новинок, то пока можно только пообещать держать руку на пульсе. По мере возникновения в нашей фильмотеке новых поступлений мы будем с ними знакомить наших друзей. Однако уже в октябре нас ждет встреча с новой картиной абсолютно неизвестной нам кинематографии. Речь идет об исландском фильме «Дети природы» – поэтической истории о поздней любви и смерти пожилых людей. Аскетичная северная природа, светлая грусть создают особую ауру этого фильма.
Еще один аспект нашей деятельности – документальное кино. Один из октябрьских вечеров мы посвятим творчеству знаменитой Лени Рифеншталь. У нас, к сожалению, нет копии ее знаменитого фильма «Триумф воли», однако есть большая работа Рэя Мюллера «Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь». Первая половина этого фильма-исследования содержит большие фрагменты «Триумфа воли». Экспрессивные съемки гитлеровского съезда, парада штурмовых отрядов, силы якобы непобедимой военной машины фашизма. И еще. В нашем городе недавно проходил очередной фестиваль документального кино «Встречи в Сибири», организуемый Эллой Давлетшиной. Некоторые зарубежные работы остались в Новосибирске. Есть вероятность, что лучшее из этой коллекции мы сможем показать.
Резюмируя, смею утверждать, что 40-й сезон «Сигмы» будет насыщенным и интересным. Ждем вас в Малом зале Дома ученых по воскресеньям!
Однако никак нельзя обойтись без ложки дегтя. Клуб не имеет собственных средств, находится на дотации Дома ученых. Администрация продает билеты, чтобы частично скомпенсировать расходы. Увы, инфляция коснулась и нас. Цены выросли, хотя, надеюсь, не катастрофически. Все равно приходите! Ждем-с!
Л. Боярский,
президент киноклуба «Сигма».
Комментарии