В гостях у "Мудреца"
В гостях у "Мудреца"
В гостях у "Мудреца" Эрмитаж в Сибири Фольклорный фестиваль Сибири Семейное восхождение на Белуху В шахматном клубе СО РАН Академиада по волейболу Юбилей ДЮСШ №14 Конкурс сочинений Вместе против беды День призывника Слет уволенных в запас Служба по контракту Когда мы були молодыми Центр для пожилых приглашает Частные объявления "ЗЕЛЕНЫЙ ТЕЛЕФОН" - Мусору не место в лесу! PC Navigator - Умная хлебница вместо скалки Администрация района - 5-я сессия молодежного парламента Афиша - Афиша В гостях у психолога - В гостях у психолога ВЕСТНИК НЕДВИЖИМОСТИ - ВЕСТНИК НЕДВИЖИМОСТИ ГИБДД информирует - ГИБДД информирует Доктор Навигатор - Доктор Навигатор Общество «Вера» - Общество «Вера» РУВД сообщает - РУВД сообщает Творчество - "Чеснушки"
В гостях у «Мудреца»
C 8 октября в выставочном зале Дома ученых открыта фотовыставка клуба «Мудрец». Фотоклуб с незапамятных времен существует как организация свободных художников Академгородка, и вступить в него могут все желающие. Взгляд через камеру – он всегда собственный и уникальный. Этот немудреный общечеловеческий подход явился лозунгом ежегодной отчетной выставки «Мудреца». А поскольку обладатель уникального взгляда сам выбирает предмет и способ съемки, то единого впечатления от выставки не остается. Одни работы выглядят, как черновые зарисовки в блокноте путешественника (вот такие в Суздале церкви, деревья и заборы), другие – галерея знаменитостей «на долгую память», третьи – как буйные эксперименты со всемогущей программой обработки изображений Photoshop. Чтобы найти объяснение такому изобилию жанров и уровней квалификации авторов, мне захотелось встретиться с председателем клуба Андреем Пашисом и учинить ему невинный допрос с пристрастием.
– Скажите, Андрей, какова концепция выставки, если она есть?
– У нас нет цели зарабатывания денег, побед в каких-то конкурсах, поэтому наша концепция – прыгнуть выше собственной головы. Каждый художник развивается в своем направлении. А если вы имеете в виду общую тему, ее нет. Это сборная солянка.
– Вам не кажется, что использование компьютерных технологий зачеркивает фотографию как отдельное искусство? Ведь с помощью компьютера можно делать с картинкой что угодно, не особо заботясь об интересности изначального кадра.
– Это взгляд из прошлого века. Людям наконец-то не нужно ковыряться с печатью, проявкой, ручной ретушью. Все делается нажатием кнопки. Это не тормозит, а стимулирует искусство.
– Насчет ретуши согласна. А как быть с серией явно смонтажированных композиций?
– Что плохого вы видите в монтаже? Искусство начинается там, где появляется монтаж. Голое необработанное фиксирование действительности – это рентгенография. Монтаж может происходить при съемке, если вы увидели композицию, при печати, если решили сделать какие-то эффекты, наложения. Разница только в технологии монтирования. Вот вы пришли сегодня на открытие, потому что я вас сюда смонтировал. А случайный неосознанный сюжет – это одноплановый этюд. Искусство – это монтаж аттракционов.
– Это личная теория Эйзенштейна, но он работал в жанре кино, где вся действительность обречена на монтаж.
– Да нет никаких жанров! Это все искусствоведы придумали, чтобы нам мозги запудрить. Все искусство едино, нет никакой разницы – скульптура, поэзия, фотография. Все зависит не от объекта и способа творчества, а от взгляда художника, везде работают одни и те же законы композиции.
– Но есть же у вас какие-то предпочтения? Что здесь нравится больше всего?
– Вы смотрите как потребитель, я – как производитель. Мне нравится все! Любое дело можно творить с душой, вносить туда креатив. Стихи писать, плитку класть или фотографировать можно с одинаковым удовольствием.
Не мудрствуя лукаво и ничего не смысля в искусстве возложения плитки и писания стихов, признаюсь, что на выставке мне понравилось далеко не все.
Красочные пейзажи в целом украшали экспозицию, но главным художником этих снимков все-таки оставалась природа: сам же автор оставил себе одну лишь возможность – нажать на кнопку хорошего фотоаппарата. Рядом с лазурью небес, пенным потоком горных рек, живописных камней и деревьев очень выгодно смотрелась фотография заснеженного Академгородка. Одна-единственная деталь – красное пятнышко плаща за ветками – и поэзия лазури умолкает.
Радовали глаз крупный портрет «Мать и дитя» безымянного автора, уличные музыканты Коротаева, сделанные «под сепию» широкоугольным объективом, и черно-белая картина еще одного анонима – суровый взгляд малыша в капюшоне.
Но сильнее всего тронули живые, очень необычные фотографии Юлии Лаговской и Михаила Власенко. Это действительно яркий, индивидуальный стиль, авторский взгляд. Именно такой подход в среде профессиональных фотографов понимается как творческий и фактически единственно верный. Глядя на эти снимки и вспоминая разговор по мотивам Эйзенштейна, приходишь к выводу, что монтаж монтажу рознь, что инсценированное или смонтированное фото едва ли тянет на гордое звание художественного. Здесь же движущиеся объекты, повороты головы, выражения лиц не «вклеены» в картинку, а искусно пойманы любопытным объективом. Составляя композицию с остальным антуражем – улицей или скамейкой, качелями или набережной – они дают зрителю живое ощущение чужого мгновения. Неповторимого мгновения чьей-то загадочной жизни.
М. Петрова.
Комментарии