В ботсад – через забор
В ботсад – через забор
В конце августа в Ботаническом саду СО РАН появились железные заборы. Сидя у озера, можно было наблюдать, как, доехав до преграды, разворачиваются и уезжают обратно в Городок автомобили, как пожилые люди недоуменно ищут проход и, не найдя, уходят, а молодые, недолго думая, лезут через верх, передавая из рук в руки вещи, а иногда даже коляски и детей. Корреспондент «Навигатора» разобрался, для чего самому красивому месту в Академгородке понадобилось ограждение.
Центральный Сибирский Ботанический сад уже много лет воспринимается как лучшее место для отдыха, где в хорошую погоду можно покататься на велосипеде, погулять с семьей или посидеть компанией у озера. И хотя изначально он создавался для научных исследований, руководство ЦСБС СО РАН не возражало против того, чтобы его территория использовалась цивилизованными отдыхающими. Сегодня ситуация кардинально изменилась: посетители Ботанического сада представляют для его существования реальную угрозу, от которой он в буквальном смысле попытался себя оградить.
Просьбы профинансировать установку забора от директора ботсада к руководству СО РАН впервые прозвучали еще в начале лета, когда активно строящиеся таун-хаусы в низовьях реки Зырянки (пос. Кирова) начали заступать на его территорию, забрасывая ее мусором и остатками стройматериалов. Но строители – это только одна из бед. Выкапывать ценные кустарники, деревья и цветы из Ботанического сада посетители начали еще много лет назад. Правда, сначала такие случаи имели единичный характер. Однако сарафанное радио, видимо, разнесло по всему городу «благую весть» о том, что красивые растения можно приобрести совершенно бесплатно, если в любой день приехать в ботсад с лопатой. Не воровали только перед окнами корпуса, куда сегодня сотрудники института и пытаются перенести большую часть экспозиции.
Территория парка в летние выходные дни наполняется автомобилями, на которых привозят на пикник еду и напитки. А чтобы не везти обратно пустую тару и мусор, их предпочитают сжигать на кострах. При отсутствии парковочных мест автомобили ставят на траве, чтобы не перегораживать проезд. Что там, на этой траве, было посажено и посеяно – известно только сотрудникам Ботанического сада. Редкие растения уступили место кострищам, заваленным сожженными упаковками. От посадок оставались только вбитые колки, на которых до сих пор иногда еще можно разглядеть цифры, вероятно, соответствующие в институтском списке латинским названиям.
Парк вокруг озера превратился в стихийную помойку. Да и само озеро страдает не меньше. Несколько лет назад инициативная группа добровольцев собрала с его дна десятки 50-литровых мешков мусора. Сегодня этот водоем относительно «здоров» – о чистоте его вод говорят некоторые капризные виды водорослей, не терпящие загрязнений. Здесь даже водятся окуни, которых один из научных сотрудников ИЦиГ СО РАН временами успевает спасать из китайских сетей бесцеремонных рыбаков. Удивительно, что никто до сих пор не додумался начать на территории ЦСБС СО РАН охотиться на уток, которых на озере два вида.
– У нас единственный Ботанический сад в России, да, пожалуй, и в мире со свободным доступом, – говорит директор ЦСБС СО РАН Вячеслав Седельников. – И мы не собираемся закрываться от цивилизованных посетителей. Сейчас мы огораживаем территорию, где находится основная экспозиция, чтобы для начала исключить поток машин. Надеюсь, забор, который сейчас возводится, поможет нам организовать нормальную охрану территории не только от проезда автомобилей, но и от вандализма пеших посетителей. Мы планируем привлечь для этого милицию, как сделано в Ботаническом саду в Москве, а единственным входом на территорию собираемся сделать центральный, находящийся рядом с корпусом института. Вот вы спрашиваете, как посетителям теперь проходить к нам со стороны жилого массива или церкви. А ведь у нас институт, а не проходной двор. Мне не нравится такая постановка вопроса. Лучше спросите у любителей сноуборда, зачем они вырубили редкие кустарники на склонах вокруг озера.
Председатель областной общественной организации «Союз ландшафтных архитекторов, инженеров и дизайнеров», член Президиума международной ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ Михаил Чаплыгин оценил установку ограды как неизбежную и необходимую меру:
– Земли Ботанического сада относятся к особо охраняемой природной территории с регламентированным режимом использования. Она должна быть разделена на доступную в определенные часы для прогулок людей (участок с экспозициями) и на недоступную – научно-исследовательскую. В целом же, как рекреационный объект научно-познавательного типа, ботсад должен быть огорожен и охраняться от несанкционированного въезда транспорта и разведения костров. Люди должны иметь возможность свободно гулять по территории экспозиций, любоваться природой или проводить на ней спортивные мероприятия и экскурсии. Но если мы открываем для людей территорию, нужно создать им условия – куда выбросить мусор или сходить в туалет, где спрятаться от дождя. Все это есть, например, в ботсаду в Москве. А у нашего ЦСБС денег на эти удобства нет, потому что вместо статуса третьего в стране уникального ботсада он имеет статус последнего института СО РАН с точки зрения государственных приоритетов развития науки. Благоустроенных парков и скверов нет в Академгородке ни при университете, ни при Доме ученых, ни при больничном городке – нигде. Этим мы заставили людей двигаться подальше от цивилизации, где они иногда позволяют себе слишком многое, а иногда просто не имеют выбора действовать иначе.
Не секрет, что лучший способ спасти территорию от стихийного освоения – это предусмотрительно благоустроить ее. Посадки растений, например, оформить по окружности крупными камнями, а специальные места для костра расположить на свободных от экспозиции участках и оборудовать урнами. Ботанические сады во всем мире используются как парки, где есть все необходимое для отдыхающих. При таком подходе организация не только защищает свои владения и растения от уничтожения, но и получает дополнительные средства на развитие. Однако заниматься коммерческой деятельностью академическим институтам запрещено. И даже если бы ЦСБС СО РАН получил такую возможность – на мероприятия по благоустройству у научного института нет ни средств, ни персонала, ни способностей, ни желания. И понять такое отношение, вопреки всем приведенным аргументам и здравому смыслу, можно. Достаточно посмотреть на неудачный опыт благоустройства парка с торца ДК «Академия», где все идеально оборудовано для культурного отдыха – дорожки, скамейки, урны. Но оборудовать азами культуры головы отдыхающих под силу только силовым структурам. В результате из лесного участка, который раньше лишь изредка использовался в ночное время в качестве спонтанной уборной для прогуливающейся молодежи, теперь каждое лето он превращается в настоящее бедствие для жителей соседних домов. После 23 часов сюда регулярно наведывается милиция, чтобы утихомирить или забрать в вытрезвитель нарушителей общественного порядка.
Вот и получается, что единственным выходом для ЦСБС СО РАН в этой ситуации оказался забор. Впрочем, и он не помог оградить зону Ботанического сада от посетителей, которые в считанные дни разобрались, как теперь беспрепятственно пройти к озеру. Не затруднило это и корреспондента «Навигатора», специально проникшего на отчасти уже закрытую территорию, чтобы узнать, помог ли институту «железный занавес». В солнечный субботний день 5 сентября на горе, откуда открывается вид на озеро, как всегда в такие дни, было полно отдыхающих. Они по-прежнему жгли костры и бросали окурки в траву между кустов, за которыми виднелись припаркованные машины…
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии
>Но зачем же лишать возможности любоваться этой красотой тех, кто просто гуляет пешком по дорожкам? Не все же такие >бескультурные, чтобы воровать и мусорить. А вот пикники действительно пора не допускать на этой территории, а то >последнего уютного уголка лишимся. Никто вас не лишает никаких возможностей. Просто надо теперь знать, что по дороге, где мог проехать автомобиль, вы не сможете зайти на территорию экспозиций. Защитились от машин, а вы можете ходить по тропинкам, как и раньше. А не допускать пикники это легко вам говорить - у ботсада нет денег на охрану, а милиция вообще не относит этот объект к советскому району.
Ботсад пожалуй был единственным местом куда можно было пойти пешком и подышать относительно чистым воздухом, а также полюбоваться красотой нашей природы. О каких скверах и зонах отдыха на территории Городка можно говорить при таком обилии транспорта? !На ёлки любоваться? Так они отродясь тут не росли (живу в Академгородке с 1961 года). Ёли - это ближе к Томску, а у нас господствовали сосны - величавые, теплые и светлые. Озеро (вернее пруд) тоже на моей памяти появилось. Вообще, огромное спасибо работникам Сибирского ботанического сада, что смогли создать это чудо - органично вписать богатую коллекцию разнообразный растений в наш ландшафт. Но зачем же лишать возможности любоваться этой красотой тех, кто просто гуляет пешком по дорожкам? Не все же такие бескультурные, чтобы воровать и мусорить. А вот пикники действительно пора не допускать на этой территории, а то последнего уютного уголка лишимся.