Успех для всех!
Успех для всех!
Этот учебный год педколлектив школы №80 встретил в новом качестве, став образовательным комплексом после официального объединения с местной вечёркой. Руководит им Инна БЫКОВА.
Всё интересно
Когда во дворе её дома открыли «восьмидесятку», девочка уже была записана в первый класс 179-й. Маленькая Инна часами играла во дворе и на стадионе новой школы, даже не подозревая, что когда-нибудь ей предстоит её возглавить.
С самого детства ей всё было интересно. Охотно нянчила соседских детей, помогала им в учёбе и мечтала стать то балериной, то следователем. Учителя в этом списке не было.
– Не жалею ни о чём, что произошло в моей жизни. В 179-й встретила педагогов, повлиявших на мой профессиональный выбор. Учитель истории Зинаида Александровна Гребнева возглавляет сейчас отдел образования нашего района. Часто встречаюсь и с нашим классным руководителем, учителем биологии Ниной Васильевной Солнышковой.
После окончания пединститута Инна Быкова стала учителем русского языка и литературы и по распределению попала в родное образовательное учреждение, а во время декретного отпуска попробовала работать в вечерней школе №32.
Вечёрка отжила своё
Те, кто в советское время окончил обычную дневную школу, знают о вечёрках немного. В основном там учились старшеклассники, вынужденные совмещать работу с учёбой, и взрослые люди, по каким-то причинам не доучившиеся в юности. По словам Инны Быковой, жизнь вечерней школы того времени правдиво показаны в фильме «Большая перемена».
– Моими учениками были семейные люди, приходившие учиться после тяжёлой работы и домашних хлопот, – рассказывает Инна Николаевна. – Запомнился мужчина, который всегда садился поближе к доске, и у него были большие натруженные красные руки. Тогда в голове мелькнула мысль, что он, наверное, устал, а тут я со своей литературой… Было много молодых мам, которым не с кем оставить детей. Их малыши от 3 до 6 лет героически сидели тут же в классе и рисовали или пытались понять, о чём говорит учитель. Взрослые часто консультировались по поводу обучения детей чтению.
Занятия начинались после шести, а заканчивались часто в половине двенадцатого. Педагоги всегда очень спешили – боялись опоздать на последний автобус. Иногда приходилось ночевать в классе. Многие совмещали занятия в вечёрке с преподаванием в тюрьме и колонии.
Шесть лет отработала Инна Быкова в таком режиме учителем и ещё два года – директором вечерней школы. Сегодня вечёрки изменились: занятия проходят в первую смену, нет работающих учеников, индивидуальный подход к каждому. Школа, предназначенная для рабочей молодёжи, стала учреждением, куда переводят отстающих, недисциплинированных детей.
– Изменилась не только вечерняя школа, но и отношение к ней детей и родителей. Теперь мамы и папы готовы сами кормить и одевать своё чадо, лишь бы оно училось. Разговоры о трудоустройстве подростка звучат из их уст чаще в качестве угрозы. Они хотят, чтобы ребёнок сдал ЕГЭ, получил среднее или высшее образование и считают, что в обычной школе сын или дочь лучше подготовится к тестированию, – делится своими наблюдениями Инна Николаевна. – В этом году вечёрка стала структурным подразделением нового образовательного центра «Открытая школа», где термин «открытая» подразумевает, что здесь могут учиться люди разного возраста. В ней есть 9-й, 10-й, 11-й и 12-й классы. В двух последних учатся взрослые люди. В новом законе об образовании о вечёрках ничего не сказано, речи об их повальном закрытии пока не идёт. Тем не менее, двух таких школ в районе скоро не будет.
Ещё два года новый образовательный центр будет работать, как прежде, чтобы выпустить 43 старшеклассника. Затем старое здание реконструируют, после чего там либо разместится часть начальной школы, либо откроется дошкольное отделение.
Хозяйка большого дома
В 2008 году Инна Быкова встала во главе школы №125, а в 2010-м была назначена директором 80-й, которая за эти шесть лет стала одной из самых активных в районе.
Коллектив любит Инну Николаевну за поддержку идущей снизу инициативы. Школа стала пионером в целом ряде начинаний. Первыми здесь решили проходить курсы повышения квалификации группами по 25 человек. Продолжает свой профессиональный рост и сама Инна Быкова. Среди магистрантов НГПУ по программе «Образовательный менеджмент» она была первым и единственным директором, а нынче туда пришли обучаться сразу несколько руководителей школ. Под её началом работают несколько бывших директоров – вечерней и 80-й школы. Инна Николаевна не считает, что новая метла должна по-новому мести, и повторяет: бывший руководитель – это лучший учитель в школе.
Педагоги 80-й активно участвуют в конкурсах педагогических инноваций и научно-практических конференциях, публикуют статьи в журнале «Сибирский учитель». Школа награждена большой золотой медалью «УчСиб-2015», отмечена за успешную реализацию проектов «Город в школе» и «Город в кадре».
На Дне открытых дверей выпускники говорили, что школа стала и успешнее, и уютнее. На линейках каждую четверть ребятам вручают награды за достижения в учёбе, внеурочной работе, творчестве и спорте. Когда директор просит учеников поднять полученные награды, зал становится ярче осеннего леса. Так воплощается в жизнь школьный девиз «Успех для всех!»
Светлана КНИЖНИК, фото автора
И. Быкова в центре
Комментарии