Уроки неравнодушия
Уроки неравнодушия
«История учит даже тех, кто у нее не учится». Эту фразу на стене загадочного кабинета №13 помнит не одно поколение школьников. 121-я школа за полвека существования, естественно, обзавелась собственными легендами.
У одной из них есть имя – Павел Алексеевич Шавенков. Серьезный человек в очках, подробности о жизни которого передаются из уст в уста полушепотом. Странный кабинет, где парты стоят по кругу (пусть теперь он и не 13-й, а 205-й). Не совсем понятная фраза на стене – для тех, кто только что перешел в 5-й класс. Но вот загадка. Чем старше становишься, тем больше молодеет этот учитель. По мудрости и опыту, конечно, с ним не сравняться. Но старшеклассники уже видят за солидными усами улыбку, за недоговоренными фразами – определенный смысл. За вопросом «Зачем нужна история?» – ответ.
Из его кабинета выходят смеясь или в слезах. Обсуждаем шоу-бизнес или дворянскую культуру первой половины XIX века – хорошее настроение и пара новых шуток в активе. Приближается серьезная дата вроде 9 мая или дня ввода советских войск в Афганистан – с утра предчувствие: сегодня на уроке будет тяжело.
Ощущение, что история совершается не где-то далеко, а в каждом из нас, для обычного человека не очень комфортно и требует определенного мужества отдавать себе отчет за каждый поступок, за произнесенное слово.
Сколько должен пережить и увидеть человек, чтобы заставить всех поверить: история осязаема! Поверить настолько, что старшеклассницы плачут по псковским десантникам, погибшим в Чечне… И мир становится лучше. В нем меньше происходит подлостей. Потому что равнодушных к словам Павла Алексеевича не остается.
И всегда – факты. Заставляющие анализировать написанное в учебниках. Помогающие по-другому относиться к тому, что говорят в вечернем выпуске новостей. Позволяющие прохлаждаться на лекциях по отечественной истории в университете. Если сдал контрольную у Павла Алексеевича, вряд ли забудешь те 72 даты из раздела о народниках.
Учившиеся у этого человека несут в себе искорку. Яркая или слабая, в повседневности или больших поступках, она проявляется у каждого по-своему. Но всегда в поворотные моменты жизни поневоле задумываешься: «А как бы поступил он? Что бы он посоветовал?» И где можно бы смолчать – говоришь. Где удобнее не сделать – делаешь.
Выпускница 121-й школы 2005 года
Комментарии