Урок в виртуальном классе
Урок в виртуальном классе
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) во многих школах стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Только очень пассивный учитель сегодня не использует электронные презентации для объяснения нового материала, тесты для закрепления и проверки знаний, электронные учебные пособия, Интернет для активизации познавательной деятельности учащихся.
Как информационные технологии влияют на обучение младших школьников, рассказали 19 февраля на научно-методическом семинаре «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе» учителя лицея №130 им. академика М.А. Лаврентьева. Преподаватели, завучи по начальной школе из общеобразовательных учреждений района услышали интересные доклады-отчеты замечательных, творческих педагогов Алины Николаевны Масловой и Светланы Вячеславовны Шихалевой, стали участниками мастер-класса.
Речь шла о реализации проекта «1 ученик – 1 компьютер», осуществляемого мэрией города. Осенью прошлого года лицей получил 20 персональных портативных компьютеров ученика (ноутбуков) серии Классмейт (Classmate PC) фирмы Intel. Их поставили в двух кабинетах, где учатся второклассники и четвероклассники. А. Маслова и С. Шихалева летом прошли обучение в ГЦИ «Эгида» и с сентября стали успешно использовать Классмейты на уроках. Компьютеры объединены в локальную сеть и снабжены специальным программным обеспечением. Оно позволяет создать электронные средства обучения: интерактивные презентации, тесты, диаграммы, а также управлять учебным процессом. По сути дела, занятия идут в виртуальном классе, где учитель взаимодействует с учениками, наблюдает за их действиями, контролирует работу (может запретить или разрешить пользоваться какими-то программами, веб-сайтами).
В ходе мастер-класса участники семинара выполнили тестовые задания, которые за секунды обработал учительский компьютер. Каждый «ученик» получил оценку за тест, а также средний по классу показатель успешности его выполнения.
В рамках проекта проводится и исследовательская работа. По окончании первого полугодия учителя при участии школьного психолога Е. Деминой подготовили анкеты для ребят. Выяснялось эмоциональное состояние детей при работе на компьютерах, степень проявления познавательного интереса (увлеченность, направленность на освоение нового, осознанность детьми приобретаемых навыков). Обработка ответов позволила сделать вывод о позитивном настрое учащихся.
Одна из основных задач, решаемых в начальной школе, – создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего ее развития. Устойчивый интерес к учебе формируется благодаря чередованию и умелому применению на отдельных этапах урока разнообразных форм и приемов работы. Использование персональных компьютеров показало, что это эффективный инструмент, способствующий решению поставленной задачи. Как написал в анкете Сережа Ершов из 4-го класса, «я научился рисовать, делать презентации, научился отправлять файлы; мне очень нравится работать на ноутбуке. В презентациях я использую новые эффекты, о которых прежде не знал, редактирую все на правильный лад. Спасибо, что вы не поленились и добыли нам ноутбуки! Огромное спасибо!»
Безусловно, администрация лицея заслуживает благодарности как за внедрение новой образовательной технологии, так и за организацию обмена опытом ее использования. Подробнее о программе работы начальных классов с использованием ИКТ можно познакомиться на сайтах лицея и ГЦИ «Эгида»: http://www.sch130.nsc.ru http://www.nios.ru.
Г. Сапрыкина,
сотрудник Института педагогических исследований
одаренности детей РАО
Комментарии