Юные таланты из «Лаборатории Z»
Юные таланты из «Лаборатории Z»
В работе V областной естественнонаучной школы «Лаборатория Z», которая проходила на базе ДООЦ им. О. Кошевого, приняли участие 90 школьников из Новосибирска, Багана, Бердска, Искитима, Каргата, Куйбышева, Татарска, Черепанова и других городов НСО. В течение трёх недель ученики 6-8 классов – призёры и победители интеллектуальных состязаний регионального и муниципального уровней – решали исследовательские задачи по математике, физике, химии, инженерии, работали над учебно-исследовательскими проектами.
Главное – интерес
Организатором летней школы выступил «Центр развития творчества детей и юношества» при участии НГУ, технопарка, научно-исследовательских институтов СО РАН.
– Все ученики летней школы – уникальные дети, к которым нужен особый подход, – рассказывает Екатерина Дёмина, к.п.н., руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения «Центра развития творчества детей и юношества». – Узкая специализация в этом возрасте ещё не требуется, поэтому все усилия мы направляем на расширение кругозора и интеграцию научных дисциплин. Проект в лабораториях выбирают с учётом пожеланий школьников, ведь главное – их интерес и мотивация. Без этого работать нельзя. Кроме учёбы, подростки общаются, получают навыки работы в команде, занимаются спортом.
Работа в летней школе велась по нескольким направлениям. Ребята занимались в физической, математической, робототехнической, химической, естественнонаучной лабораториях под руководством преподавателей и готовили свои учебно-исследовательские проекты. Результаты были представлены на конференции и ярмарке – выступали с презентациями, отвечали на вопросы оппонентов. По словам Дёминой, с лучшими разработками авторские коллективы смогут участвовать на различных межрегиональных и всероссийских форумах, научно-практических конференциях.
Мастера и подмастерья
«Лаборатория Z» – пространство, где собираются единомышленники и люди с широким кругозором.
– Наши преподаватели – студенты НГУ, аспиранты институтов СО РАН и молодые учёные – не только успешно занимаются наукой в своих областях. Прежде всего они интересные личности, которые могут и лекцию прочитать, и мастер-класс провести, – например, по чайной церемонии, оригами, игре на гитаре. Наставникам летней школы всё интересно, они умеют радоваться жизни и делиться своим настроением с учениками, поэтому их можно назвать настоящими лидерами мнений для ребят. Многие ученики продолжают общаться со своими наставниками и после сезона, – рассказывает Екатерина Дёмина.
В летней школе, отмечает Екатерина, существует определённая «вертикаль власти»: молодые учёные выполняют функции заведующих лабораториями, их ассистентами работают студенты НГУ, а в роли стажёров выступают ученики 9-11 классов – помогают ассистентам и преподавателям. Основной контингент лаборатории составляют ученики 6-8 классов. Это и есть главный ресурс для подготовки исследовательских кадров.
Слово ученикам
У юных талантов – жёсткий график. В лабораториях ребята работают до обеда, потом по расписанию у них курсы и семинары по направлениям, отличным от профильного. Ближе к вечеру – спортивные соревнования, развлекательные программы. Недавно, например, в рамках коллективной игры делали пиццу. Она получилась очень высокотехнологичная. И дети, и преподаватели остались довольны.
Александра Ян учится в восьмом физико-математическом классе лицея №130. В лагере занималась в робототехнической лаборатории, где вместе с другими создавала робота-гитариста.
– Вначале хотели сделать аналог человеческой руки, манипулятор, но потом выбрали задачу посложнее. В конструкции два механизма: один ударяет по струнам, другой зажимает лады. Благодаря четырёхлопастной мельнице и установке с грузами и Г-образными рычагами робот сможет исполнить не одну песню, – с гордостью рассказывает Саша.
Семиклассник Пётр Мишура из образовательного центра «Горностай» вместе с коллегами из математической лаборатории работал над интеллектуальным тренажёром, ребята писали программу игры-головоломки. Как считает Петя, творческая атмосфера лаборатории помогает школьникам стать настоящими исследователями, получить опыт и почувствовать вкус к решению сложных задач.
Юлия ВЕРХУША
Фото автора
Комментарии