Улица Испании: один вечер в Академгородке
Улица Испании: один вечер в Академгородке
Улица Испании:
один вечер в Академгородке
6 октября в ДМ «Юность» состоится дебют ансамбляфламенко Camino de Baile («Путь танца») – первого коллектива в нашем городе,который сумел познать искусство танца и музыки фламенко и представляет ихзрителю именно так, как это до сих пор происходит на испанских улицах – народине этого феномена. Пластика, мелкие дроби ритма, темперамент и огненнаяэнергия отточенных движений под живую музыку.
Танцевальная группа появилась всего полтора года назад– сначала девушки учились танцевать фламенко, используя только видеоматериалы.Затем оказалось, что в новосибирском хореографическом училище периодическипреподают короткие платные курсы от известных столичных профессионалов (тренерыЮлия Жигалина, Степан Прибытко, Константин Фролов) – по 6 дней с утра довечера в режиме, который способен вынести только настоящий фанат. Девушкистарались не пропускать ни одного курса и бережно складывали на полочку трофеисертификатов – два, четыре, семь – ни на секунду не пытаясь подвести итог иостановиться на достигнутом.
С каждым приездом мастера все сильнее поражалисьрвению участниц группы и той стремительной эволюции, которая происходила, по ихмнению, в нереально короткие сроки. Официально признанный лучший исполнительфламенко в России Константин Фролов (группа Almasdel Fuego, Санкт-Петербург) был потрясен работоспособностью и обучаемостьюдевушек, которые еще совсем недавно начинали с нуля и имели весьма отдаленноепредставление об искусстве фламенко.
Но если дух дуэнде – стихийное начало звука,движения и слова песни – способен пробудить восторг и слезы в душе зрителя, тодля самих исполнителей он превратился в неизлечимую страсть. То, что людипривычно называют «хобби», стало для танцовщиц самым главным в жизни. Один издевизов этой поистине уникальной группы – не скатиться до популяризаторства, неповторить опыт многих танцевальных и музыкальных коллективов, которыеиспользуют различные народные элементы, замешивая их в малосъедобное блюдо подкодовым названием «салат космополита». Поскольку люди в группе собралисьвзрослые и серьезные, их общей целью стало сделать не новое, а настоящее.Именно этого больше всего не хватает в современном творчестве, говорим ли мы описателях, музыкантах или о художниках. Люди устали от попыток переваритьочередной эксперимент со звуком, словом или кистью. Вне всякого сомнения, они сбольшим интересом пойдут смотреть не очередного мастера художественногоавангарда, а какого-нибудь неизвестного художника, которому удалось повторитькаждый мазок кисти на известных холстах Ван Гога.
Количество и продолжительность репетиций группы «Путьтанца» с каждым днем увеличивались, а энергия фламенко находила свои путираспространения, заряжая собой все больше людей. Уже через год в проекте сталипоявляться новые действующие лица – профессиональные музыканты и национальныеинструменты. Первый и самый главный ударный инструмент – кахон – былспециально приобретен группой по инициативе соло-гитариста, обладающеговеликолепной техникой игры фламенко, Дениса Седовича. «Группы, которыеисполняют фламенко под живую музыку, это не новшество для России, – говоритмузыкант. – Я знаю как минимум два таких коллектива в Москве иСанкт-Петербурге, но никак не ожидал, что нечто подобное появится у нас вНовосибирске, да еще и в Академгородке. Когда-то я пытался найти людей, чтобысоздать группу, но в те времена народ поголовно был увлечен металлом, и япохоронил эту идею. Когда я пришел в группу, было очень приятно увидеть, чтолюди четко понимают, чего они хотят, что и как нужно делать. С такими работать– одно удовольствие».
Денис Седович, пожалуй, единственный человек в этомколлективе, который занимался фламенко многие годы с самого студенчества, необольщаясь перспективами игры в группе, и вообще не занимался поискомединомышленников. Случайно наткнувшись на объявление девушек «разыскиваетсягитарист, играющий фламенко», Денис явился на репетицию и был искренне удивлен,что кто-то разделяет его увлечение с такой всепоглощающей страстью. «Я думал,что девушки могут всерьез увлекаться только противоположным полом», – позжепризнался он своим прелестным коллегам. С первого взгляда музыканту стало ясно,что здесь все происходит «по-взрослому», всерьез и надолго, что путь танцафламенко не выстлан кружевными подолами, а выбит железными каблуками до самогооснования фундамента. Тогда он произнес страшное слово компас – основной12-дольный ритм, который у настоящего исполнителя фламенко должен звучать чутьли не в сердце: «Девушки, слушайте компас»! Началось мучительное вживание вритм – девушки слушали компас на работе и дома, в наушниках в маршрутке, до техпор пока все слабые и сильные доли сложнейшего ритма не зазвучали в их пульсе.
На роль кахониста нашелся опытный барабанщик АндрейБурилов, который переиграл практически во всех музыкальных стилях, заисключением фламенко. То же самое можно сказать и о других музыкантах группы«Путь танца». Имея большой опыт выступлений в составе многих новосибирскихрок-групп, а также работы в студиях звукозаписи, никто из них не сталкивался снеобходимостью изобразить на своем инструменте аутентичное фламенко. Всовременной музыке, будь то рок, поп, реггей или джаз, всегда найдется местомузыкальной фразе, неряшливо украденной из какой-нибудь народной песни. Такиеэлементы обычно неплохо украшают композицию и не требуют глубокого вхождения втему. Здесь же все без исключения участники почувствовали новый, совсем неосвоенный пласт музыки и с энтузиазмом бросились изучать все тонкости сложногонаправления, по сравнению с которым весь предыдущий опыт вдруг показалсякаким-то одинаковым и несколько игрушечным.
Артем Гриневич, бас-гитара: «Рок играть мне больше нехочется – как ни верти, он весь какой-то квадратный. Фламенко захватывает,завораживает. Когда я засыпаю вечером после репетиции, какое-то время пальцысамозабвенно двигаются, продолжая повторять замысловатые испанские мотивы».Маститый ударник, впервые встретившись со своим будущим инструментом, был вполном замешательстве: «Это что? Это кахон? И что мне с ним делать? Стучать понему?» Барабан, похожий на обыкновенную аудиоколонку или даже тумбочку, внешнедействительно не оставлял впечатления музыкального инструмента, но звучит, какударная установка. На вопрос, устраивает ли эта испанская «тумба» АндреяБурилова как профессионального барабанщика, музыкант ответил очень емко иритмично, в стиле настоящего ударника: «Кахон – это такой квадратный барабан!Тем барабанщикам, которые любят барабанить на барабане, очень хорошо на нембарабанить!!!»
Вокалистка группы Анна Вахрамеева, известная многим погруппе «Вомбат», преподает психологические голосовые тренинги, поэтому для нееэтот эксперимент имеет практически научную ценность. Оказывается, голосчеловека влияет на его состояние не меньше, чем меняется в зависимости от него.«Я репетирую с группой всего месяц, и эта манера пения совсем новая для меня. Ястала ощущать какую-то легкость, открытость и силу. Иногда кисти рук самидвигаются плавно и изгибаются, как в танце. Но фламенко – это не просто танец,это целая культура: музыка, смех, глаза людей, улицы Испании, поэзия ГарсиаЛорки. Это почти религия, и, конечно, она не может оставить в стороне тех, ктохоть ненадолго погрузился в ее удивительный мир».
Гарсиа Лорка посвятил фламенко многие свои сонеты ицелый ряд статей. В одной из них он трактует дух дуэнде как демоническую силу,способную превратить песню в магию, а танец – в шаманство: «Приближение дуэнде знаменует ломку канона инебывалую, немыслимую свежесть – он, как расцветшая роза, будит почтирелигиозный восторг. Дуэнде сметает геометрию, ломает стиль. Это он заставилГойю, мастера серебристых, серых и розовых переливов английской школы, коленямии кулаками втирать в холсты черный вар».
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии