Трудолюбие – гарантия успеха
Трудолюбие – гарантия успеха
Говоря о достижениях детей в учебе, мы, конечно же, понимаем, что за ними стоит нелегкий труд педагогов. О том, как строится успешный тандем учителя и ученика, рассказывает преподаватель по классу фортепьяно детской музыкальной школы №10 Лада МЕНЯЙЛОВА. В этом году подопечные Лады Георгиевны одержали несколько побед. Семиклассник Илья Насибулов в Бийске стал лауреатом межзонального конкурса юных пианистов, а чуть позже в Омске – дипломантом конкурса им. Апехтиной. Ученик 2-го класса Артем Федоренко – лауреат I степени в конкурсе «Джаз-2010» в Бердске. Ребята занимали призовые места и в предыдущие годы. Поэтому первый вопрос, который я задала их педагогу, был таким:
– Лада Георгиевна, у вас есть какие-то секреты подготовки к конкурсам?
– Удачное выступление определяется большим количеством времени, затраченным на подготовку, обоюдным желанием учителя и ученика выступить как можно лучше, а также заинтересованностью родителей. Мои дети так часто выходили на сцену в самых разных конкурсах, что, как мне кажется, уже и не волнуются. С самого начала стараюсь им внушить: нельзя делать два дела сразу – либо ты играешь, либо волнуешься. Считаю, что частые появления перед публикой помогают и в повседневной жизни – это практика непринужденного общения с людьми.
– Артем стал победителем на конкурсе юных исполнителей джазовой музыки. Чтобы играть джаз, нужно обладать особенными данными? – Жанр действительно трудный. Сама я джазом не увлекаюсь, а вот Тёму воодушевляет это направление. Он часто посещает концерты. Проникшись такой музыкой, смог исполнить сложную для его возраста программу.
– Илья Насибулов два года получал стипендию для одаренных детей. Одаренность ученика видна сразу?
– Сразу можно понять, есть ли у ребенка слух, память и чувство ритма – три критерия, по которым его примут в школу. Одаренность проявляется в процессе обучения вместе с обязательностью, трудолюбием. Это как человеческое обаяние, которое дается природой, но на нем одном далеко не уйдешь, нужно работать над собой всю жизнь. Успех на 99% состоит из трудолюбия. С инструментом нельзя договориться – он будет слушаться только тогда, когда приложишь максимум старания. Очень важно (и это музыкальная школа должна развить в первую очередь) умение преодолевать трудности. Полная ответственность за порученное – кредо нашего класса. Кроме Ильи и Артема у меня учатся и другие ребята, у которых тоже есть свои победы. Например, в конкурсе «Браво, дуэт!» стали дипломантами совсем тогда маленькие Зоя Лащинская и Лиза Козорезова.
– Как я поняла, педагог вы строгий. К родителям учащихся тоже требовательны?
– Родители должны быть в курсе того, что делают их дети. Ситуация, когда мама моет на кухне посуду и говорит ребенку, что ей некогда его послушать, огорчает.
– Но, наверное, можно послушать и на кухне?
– Нет. Нужно прийти в комнату, сесть. Каждый раз это должен быть маленький домашний концерт. Достижения детей – предмет гордости родителей. Ребенку важно это чувствовать. Два раза в год у нас в школе проходят большие концерты, бывают они и в классе. Видно, как расстраиваются дети, чьих родителей нет в зале.
– Что может предпринять педагог, если музыка перестает интересовать ученика или помимо нее появляются другие увлечения?
– Учителя и ученика объединяет желание делать одно дело. Если оно у ребенка пропадает, принуждать нет смысла. Так же как стараться заставить выпускника после окончания школы продолжать музыкальное образование. Мои ученики Алексей Керкис и Василий Денисенко в разные годы поступили в колледж им. Мурова. Но это был осознанный выбор, когда музыка оказалась превыше всего.
С другой стороны, если ребенок ставит спорт на первое место, то на музыку уже не остается ни сил, ни времени. Она тоже требует немалых физических затрат. Но вообще дети редко одарены только музыкально, они пробуют себя во многом: и в школе хорошо учатся, и рисуют, и в спортивные секции ходят.
– Вы поддерживаете отношения с бывшими учениками?
– Они приходят, звонят, с некоторыми мы общаемся по электронной почте, даже обмениваемся нотами. Несколько человек уехали получать образование за границу, а там при колледжах созданы любительские музыкальные классы, где ребята играют в дуэтах, трио. Да и здесь есть такие возможности. Приятно, что большинство выпускников музыку не забывают.
Ирина ЛЕВКОВСКАЯ -----------------------
Комментарии