Транспортные перемены
Транспортные перемены
То, что на бердских муниципальных маршрутах стало больше автобусов и ходят они куда регулярней, заметили, пожалуй, все жители города. О работе пассажирского транспорта рассказала Екатерина СЕВЕРЮХИНА, начальник отдела транспортного обслуживания населения администрации Бердска.
Больше автобусов…
Сегодня на семи социально значимых маршрутах работает 21 автобус, на девяти коммерческих – 155. В 2011 году коммерческим транспортом перевезено на 5% больше пассажиров, чем годом ранее. А вот на социально значимых маршрутах объем перевозок снизился на 12% по сравнению с 2010-м. Екатерина Алексеевна объяснила, что статистику подпортило первое полугодие, когда муниципальный транспорт работал очень плохо. Например, в мае автобус №2 ходил всего два дня, а на востребованной «четверке» курсировала одна машина. В среднем тогда на социально значимые маршруты выходило по 9 автобусов в день. В первом полугодии показатель выполняемости рейсов составлял 52%, во втором – 94%. И хотя муниципальные автобусы перевозят пока всего 12% от числа пассажиров, пользующихся коммерческим транспортом, по сравнению с 5% первого полугодия это заметный рост.
Расширилась и транспортная сеть города. В декабре открыт маршрут №1 «Вокзал – микрорайон Белокаменный», на котором работает 4 автобуса. Стал ходить муниципальный транспорт в микрорайон Юго-Восточный и поселок Мичуринский.
О планах Екатерина Алексеевна говорит осторожно:
– Нужно сохранить уровень пассажирских перевозок по основным и сезонным маршрутам, обеспечить проезд льготным категориям граждан. При этом недопустимо автобусы выдергивать с городских рейсов и ставить на дачные. Мы прорабатываем программы покупки в лизинг дополнительных автобусов, чтобы летом сохранить уровень перевозок. Новые маршруты пока вводить не планируем, но новые автобусы на бердских улицах, думаю, появятся. Их нужно как минимум 10, чтобы «закрыть» дачный сезон, а в остальное время года ими будем усиливать маршруты №4, №5 и №6.
При увеличении муниципального транспорта не планируется сокращение автобусов на параллельных коммерческих маршрутах. Договоры с перевозчиками заключены в 2011 году на пять лет. Если изменится пассажиропоток, расписание движения, придется подстроиться под новые условия.
Строже контроль…
Администрация Бердска собирается ввести тотальный контроль над работой пассажирского транспорта. В планах – создание единой диспетчерской службы. Уже сейчас 25 муниципальных автобусов оснащены системой спутниковой навигации (в следующем году планируется установить ее на все машины), а 10 – еще и датчиками пассажиропотока. По мнению Екатерины Северюхиной, эти высокотехнологичные устройства окупят себя, дав возможность контролировать время выхода и движение автобусов, количество пассажиров и выручку. Не секрет, что раньше в бердском АТП контроля за выручкой не было вообще, и это одна из причин убыточности предприятия.
Конечно, хотелось бы, чтобы муниципальный транспорт служил не только для удобства жителей, но и для пополнения городской казны. Но опыт других городов Сибири показывает, что прибыльной эта отрасль не бывает. А вот сделать гортранспорт рентабельным, снизить нагрузку на бюджет, уменьшить количество субсидий можно. Сейчас анализируется работа АТП, разрабатываются способы мотивации сотрудников. Заработную плату им немного подняли.
Удобней пассажирам
Одна из основных задач отдела транспортного обеспечения населения – сделать муниципальный транспорт не только доступным, но и удобным для людей. В декабре на 27 остановках установлены баннеры с расписанием движения автобусов. В ближайшее время планируется запустить сайт, на котором любой житель города сможет посмотреть расписание и схему движения, оставить мнение о работе пассажирского транспорта. А еще – сформировать свой маршрут: задать время, конечные точки проезда и получить список автобусов, коммерческих и муниципальных, на которых можно уехать. Сайт запустят весной.
Ирина ТАМИРИНА
Фото автора
Комментарии