Технолекторий с Евгением Пальчиковым
Технолекторий с Евгением Пальчиковым
В рамках проекта Академпарка «Технолекторий» профессор НГУ ведущий научный сотрудник Института гидродинамики д.т.н. Евгений Пальчиков прочел лекцию о процессе внедрения научных решений – от зарождения идеи до конечного результата.
Одна из передовых
Евгений Иванович наглядно показал, что научные основы современных достижений технической мысли – мобильных телефонов, светодиодного освещения, ЖК-экранов и большинства других «инноваций», которые нас окружают, были придуманы еще в 40-60 годы прошлого века. Однако понадобилось несколько десятилетий активной практической работы ученых, инженеров и технологов, чтобы они вышли на рынок и попали к массовому потребителю.
По мнению Евгения Пальчикова, советская научная мысль была одной из самых передовых в мире, система взаимодействия научных и отраслевых институтов, конструкторских бюро и заводов позволяла реализовать в производстве научные достижения. Сейчас от этой инфраструктуры, которая была в десятки раз больше Академии наук по человеческим, материальным и денежным ресурсам, осталась примерно пятая часть, которая слабо финансируется и находится в упадочном состоянии.
Нынче есть попытки вменить в обязанность академическим институтам интенсивно заниматься инновациями и внедрением (чем раньше занималась огромная структура отраслевых институтов-заводов). С помощью сети технопарков планируется возродить внедренческий конвейер. Но по своим ресурсам они сильно уступают бывшей отраслевой науке СССР.
– Создать опытный образец по результатам научных исследований обычно не было проблемой, трудности возникали с тем, чтобы внедрить его в массовое производство, – рассказывает Пальчиков. На этом этапе требуется не только согласованная работа ученых, инженеров, технологов, но и существенные затраты на создание нового производства.
Профессор НГУ привел ряд примеров неудачных и удачно реализованных научных разработок в Академгородке. Немногие знают, что первая в СССР установка для молекулярной лучевой эпитаксии, первые полевые транзисторы на сульфиде кадмия или поляризационные электростатические реле (микроэлектромеханические устройства, аналоги современных зеркальных матриц в мультимедиапроекторах) были созданы в новосибирском Академгородке.
Что мы знаем о науке
Особое внимание ученый уделил теме, связанной с представлениями современных людей о науке. К сожалению, ежедневно пользуясь достижениями научной мысли, единицы понимают, как работают многие системы – компьютер или реальный двигатель внутреннего сгорания. Представители гуманитарных профессий становятся лидерами мнений, формируя современную картину мира, и транслируют ее с помощью СМИ, киносценариев, литературы. Но их взгляд ограничен из-за отсутствия четких представлений о точных и естественных науках. Среднестатистический человек путает понятия науки, техники и технологии, не знает основных законов физики или химии. А ведь научная картина мира формируется в детстве, простым заучиванием формул здесь не обойтись. Конкурентами школьного образования в области естественных наук становятся блокбастеры со спецэффектами. Физическая и научная сущность явлений искажается в них в пользу зрелищности. Обладая такими «знаниями», человек может пострадать в реальных опасных ситуациях.
– Обучающий процесс для детей лучше всего проводить на примерах, при демонстрации физических или химических экспериментов, что прекрасно понимал Михаил Алексеевич Лаврентьев, демонстрируя фымышатам на своих лекциях в каждой летней школе (до 1976 года) разные увлекательные опыты, – рассказывает Евгений Иванович.
Одной из площадок, где новосибирские школьники могут посмотреть на интерактивные экспонаты, потрогать их, можно назвать научный парк чудес Галилео. Однако, по словам Евгения Пальчикова, такой музей не выполняет основную дидактическую функцию – здесь не объясняют детям, как то или иное явление связано с основными законами физики, химии, биологии. Инструкция – что можно делать с каждым экспонатом и как понять и объяснить результат эксперимента, также необходима.
Оглядываясь в прошлое
Совсем иначе был построен процесс знакомства с естественными науками в Доме занимательной науки (ДЗН), организованном в 1935 году в Шереметьевском дворце в Ленинграде под научным руководством всемирно известного физика и математика Якова Исидоровича Перельмана. В методический совет ДЗН, который издавал учебные занимательные пособия для посетителей музея и учителей, входили известные ученые: Д. Рождественский, А. Ферсман, А. Иоффе, Н. Вавилов, профессор М. Вейнгеров, астрономы Г. Ленгауэр и В. Прянишников, физики М. Бронштейн и Э. Халфин, писатель Л. Успенский, художник А. Малков.
Спустя 34 года по той же схеме был построен процесс в интерактивном научном музее Эксплораториум в Сан-Франциско (его создал Фрэнк Оппенгеймер). Кроме огромного количества экспонатов-установок, музей был оснащен богатыми методологическими материалами для взрослых, учителей, которые сопровождают ребят, и отдельно – для самих ребят. Тексты были написаны простым и доступным языком, даже семилетние дети, пользуясь инструкциями, могли увидеть и понять, играя с экспонатами, как работает глаз человека, как перегорает провод, по которому идет большой ток, как ведут себя предметы в сильном магнитном поле, почему на Земле в одном полушарии лето, а в другом в то же время зима.
Позже, в СССР и России были похожие проекты. В 1988 году в павильоне «Центральный» на ВДНХ открылся интерактивный музей «Мир открытий». А в новосибирском Академгородке до 1991 года работал музей «Лучик». Сейчас Россия переживает настоящий бум, связанный с открытием интерактивных научных музеев. Они созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Челябинске.
День сегодняшний
За последние четыре года инициативная группа ученых СО РАН с методическим участием Евгения Пальчикова разработала планы экспозиций в выставочном комплексе СО РАН (проект СО РАН, 2011 г.) и в технопарке Академгородка (проект «ДИО-ГЕН» минобрнауки НСО, 2013 г.). К сожалению, проект Сибирского отделения 2011 года не был реализован. В технопарке сейчас пока четыре экспоната, и процесс остановился в связи с реорганизацией центра развития «ДИО-ГЕН». Некоторое количество интерактивных экспонатов закуплено и находится в Большом новосибирском планетарии. Планируется строительство научно-технического музея на Ключ-Камышенском плато.
Евгений Пальчиков надеется, что Новосибирск не останется в стороне от новых веяний, и мечтает о создании музея естественно-научных явлений в Академгородке. Часть экспонатов для него уже есть, ведется работа с профильными организациями.
– Время покажет, будет ли у Академгородка свой интерактивный научный музей, а значит осознанное будущее в науке у наших детей, – подчеркивает профессор Евгений Пальчиков.
Юлия ВЕРХУША, фото автора
Комментарии