Тайра. Новая реальность
Тайра. Новая реальность
Преодолевая последствия экономического кризиса, крупнейший за Уралом производитель вентиляционного и энергетического оборудования Новосибирский энергомашиностроительный завод «Тайра» наращивает темпы выпуска продукции. Нескольким сотням жителей Левобережья Советского района это предприятие дает не только стабильные рабочие места и гарантированную зарплату, но и уверенность в будущем.
ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Только в этом году оборудование НЭМЗ «Тайра» было установлено на станции метро «Золотая Нива», на Челябинском металлургическом комбинате, Ванкорском месторождении, Харонорской ГРЭС, Краснодарской ТЭЦ и других крупных объектах. Продукцию завода знают и за пределами страны: по заказу Минского метрополитена изготовлено 6 вентиляторов. Недавно пришло известие: «Тайра» стала победителем всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».
Не задерживаясь в кабинетах руководства, спешу познакомиться с теми, кто создает добрую славу трудовому коллективу. Моим гидом любезно согласился стать председатель совета директоров «Тайры» Александр Богер.
Первый объект нашего внимания – прессовый цех, третий по счету в заводской нумерации. Именно здесь производится основной блок вентиляционных камер для комплекса зданий конгресс-центра, строящегося к саммиту АТЭС на дальневосточном острове «Русский». Цех недавно модернизировали – устаревшее оборудование заменено на современные финские и итальянские станки. Наблюдаю за их работой. Словно по мановению волшебной палочки из огромного оцинкованного листа получается заданной формы изделие. Но чуда здесь нет: процессом изготовления полуфабрикатов для будущей вытяжной камеры, стоя у автоматизированного пульта, управляет оператор координатно-пробивного пресса Роман Пилькевич. Программу для станка подготовил опытный технолог-программист Алексей Пущин.
ИНТЕРВЬЮ С НАСТАВНИКАМИ
– Начинал с оператора этого же пресса, – рассказывает Алексей. – За три года досконально изучил все просечные операции и решил попробовать себя в программировании станков с ЧПУ. Стажировку проходил в Москве, сейчас пишу специальные программы и обучаю начинающих специалистов. Молодежь к современным технологиям тянется – работать с ЧПУ комфортно и интересно, а обучать вчерашних школьников пока негде. Вот и приходится быть наставником, как в старые времена.
О специфике работы оператора хорошо сказал Роман:
– Необразованному человеку здесь не место. Надо уметь работать головой, как минимум читать чертежи. Сейчас к нам охотно идут молодые ребята: оплата труда сдельная, при желании можно неплохо заработать. Но берем не каждого: по человеку ведь сразу видно, хочет он вкалывать или нет. Да и «натаскать» можно далеко не всех – нужна тяга к технике.
Тему заводского всеобуча логически завершил Александр Богер:
– Мы осуществляем долгосрочную программу модернизации завода, покупаем дорогостоящее импортное оборудование. Но с ним кому-то нужно работать. А вот людей уже не купишь – их надо готовить. Наше среднее профессиональное образование во многом загублено, поэтому пришлось возродить систему наставничества и персонал обучать непосредственно на рабочем месте. Уже через три месяца подготовки методом «делай, как я» доверяем новичку станок.
ВЕТЕРАНЫ – ГОРДОСТЬ ЗАВОДА
Многие работники предприятия отдали ему значительную часть своей жизни. По данным отдела кадров, таких, кто проработал на «Тайре» по десять и более лет, около 70 человек. Некоторые ветераны трудятся на заводе уже по 30 и более лет. Один из старейших работников – токарь механического участка Евгений Алексеевич Кравченко. Ему 73 года, стаж работы на заводе подбирается к 50 годам, но на пенсию ветеран пока не собирается. Или, скажем, начальник механического участка Галина Петровна Ольховская. Свою тяжелую, казалось бы, несвойственную женщинам профессию руководителя производства не только досконально знает, но и любит. Начинала трудовой путь учеником шлифовщика в 1970 году, за сорок лет прошла все ступени рабочей карьеры и уже много лет возглавляет мехучасток. Еще одна известная всему заводу женщина – Валентина Алексеевна Глушецкая. Она 35 лет работает технологом и прикипела к делу всей душой.
Инженер отдела капитального строительства Александр Викторович Борзов начинал здесь карьеру в 1973 году инструктором по физкультуре. Позже руководил разными заводскими службами: торговым отделом, бюро договоров, службой экспедирования и хранения, административно-хозяйственной службой. Стоял он и у руля профсоюзного комитета завода. Ветеран был и остается поклонником спорта, до сих пор оказывает содействие в проведении соревнований.
Машинист компрессорных установок Иван Петрович Коцупий сорок лет назад пришел на завод такелажником (по-современному стропальщиком). Через месяц перешел в цех слесарем и всю жизнь работал на производстве. Старожил завода и заведующая канцелярией Зоя Борисовна Кузнецова вот уже 36 лет встречает посетителей в приемной, и все ее знают в лицо.
Набирает силу и достойная молодая смена. Начальник цеха №2 Олег Тесля, пришедший на завод всего год назад, уже много успел сделать для улучшения качества продукции и удостоен почетного знака «Отличник качества». Инженер-конструктор Любовь Лобыня на заводе с 2007 года, однако ее фотография как лучшего работника уже занесена на Доску почета. А вот начальник охраны Андрей Шукшин, работающий на «Тайре» четыре года, решил продолжить общественные традиции предприятия и взял под свою опеку заводской стадион.
БЕЗ МОДЕРНИЗАЦИИ – НИКУДА
Побывав на обновленном сварочном участке, на сборочном производстве, где собирают свыше двух тысяч наименований продукции, завершаю экскурсию в кабинете председателя совета директоров предприятия. Интересуюсь планами на будущее, перспективами развития производственного потенциала.
– Наши сегодняшние «звездные» контракты – метрополитены, конгресс-центр – мы воспринимает не иначе как подарок судьбы, – отвечает Александр Фридрихович. – С одной стороны, вроде бы вышли на объемы докризисного 2008 года, ура! Но с другой стороны, если осторожнее отнестись к этому крупному везению, то мы не рискнем сказать, что для «Тайры» кризис остался позади: темпы роста производства не позволяют считать наши позиции достаточно твердыми.
В сегодняшних условиях компания может взять только одним: модернизацией производства. С изношенным оборудованием и устаревшими технологиями на сегодняшнем рынке делать нечего: качество продукции потянет назад. Весь вопрос, конечно, в средствах, но руководство компании уверено: их на модернизацию жалеть не стоит.
Петр ИВАНОВ
Комментарии