Свободные профсоюзы не сдаются
Свободные профсоюзы не сдаются
Свободные профсоюзы
не сдаются
В июле в Москве состоялся Всероссийский рабочий съезд, приуроченный к пятнадцатой годовщине массовых шахтерских забастовок 1989 г. Его организаторами выступили независимые российские профсоюзы, не входящие в структуру ФНПР. Быть может, поэтому официальная пресса полностью проигнорировала сам факт проведения съезда, не говоря уже о содержании его работы. Сегодня мы беседуем с делегатом съезда, руководителем Новосибирского регионального Профцентра, депутатом Бердского городского Совета Татьяной НОВОЙ.
– Татьяна Анатольевна, расскажите нашим читателям о целях и практике деятельности независимых профсоюзов в России?
– Проведение Всероссийского рабочего съезда не случайно приурочено к пятнадцатилетию шахтерских забастовок 1989 г. Нынешнее положение дел в стране, как нам кажется, очень напоминает ситуацию того времени. Для всех стало очевидным чудовищное социальное расслоение на богатых и бедных. Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) причисляет к бедным 54 миллиона россиян, что составляет 37% населения!
На этом фоне идет широкое наступление на права трудящихся, отмена социальных льгот и гарантий государства, повышение тарифов на коммунальные услуги, увеличение платы за проезд в пассажирском транспорте. Растут цены на бензин и телефонную связь, не говоря уже о продуктах питания и прочих товарах. Тяжелой нагрузкой на доходы людей легла автогражданка, а в скором времени к ней добавятся расходы на обязательное страхование жилья.
Традиционные профсоюзы, так и не вышедшие из-под крыла и опеки государства, по моему мнению, не способны защитить конституционные права граждан, не способны возглавить сопротивление трудящихся, направить его в нужное русло.
– А независимые профсоюзы способны?
– Они пытаются занять свободную нишу регулирования социально-трудовых отношений, накапливают по крупицам опыт борьбы за права наемных работников. Одна из главных целей состоявшегося съезда в том и заключалась, чтобы заявить правительству: мы прекрасно понимаем, что происходит в стране, мы с этим не согласны и будем бороться. В настоящий момент ведется сбор подписей под обращением к президенту с требованием наложить вето на законопроект о льготах. По всей стране проводятся митинги и марши протеста. Если ни президент, ни Госдума к нам не прислушаются, то следующим этапом борьбы станет сбор подписей за проведение референдума.
Правительство уже подготовилось к такому развитию событий. Порядок назначения референдума стал более жестким. Но у нас нет другого выхода, потому что мы теряем все. Какие бы ни создавались препоны, все законные требования для проведения референдума будут выполнены. Если же референдум состоится, народ, безусловно, отменит то, что напринимали наши законодатели.
– Как возник и чем занимается Новосибирский региональный Профцентр?
– Я работала школьным учителем в Бердске. В то время учителям постоянно задерживали заработную плату, а власти только разводили руками и ничего не делали. Профсоюз, в котором мы состояли, тоже устранился от решения наших проблем. Тогда-то мы и заинтересовались деятельностью свободных профсоюзов. Начали с «Соцпрофа», но не понравился лидер. Поэтому вскоре образовали собственный профсоюз учителей Бердска. Провели несколько забастовок. Один раз, когда долгое время не платили отпускные, даже захватили отдел образования. После трехдневного пикета внутри здания администрации деньги привезли прямо туда.
Скоро к нам потянулись медики, работники культуры, пассажирских автотранспортных предприятий, санаториев, заводов. В 1999 г. возникла необходимость придать нашему территориальному объединению профсоюзов новый статус. Так возник Новосибирский региональный Профцентр. На федеральном уровне мы входим во Всероссийскую конфедерацию труда (ВКТ), которая, кстати говоря, признана и на международном уровне как отвечающая требованиям независимой организации, отстаивающей права трудящихся.
– Как складываются ваши отношения с областным руководством Федерации независимых профсоюзов?
– С ФНПСР мы стараемся поддерживать партнерские отношения, так как преследуем одни и те же цели – защиту прав трудящихся – действуем на основе одних и тех же законов, имеем равные права. Мы стараемся не вмешиваться в дела их организаций, не критикуем, не призываем людей переходить к нам.
Не всегда выдерживают они. У Новосибирского обкома ФНПСР есть газета, в которой частенько нас критикуют. Иногда возникают ситуации прямого противостояния. Так, летом пошлого года мы проводили акцию по защите прав летчиков авиакомпании «Сибирь». А руководство обкома ФНПСР открыто встало на сторону администрации, поддерживая ее против представителей свободных профсоюзов. Их выгнали из помещения, отобрали оргтехнику, уволили председателя профкома. Я считаю такую позицию некорректной по отношению к другим профобъединениям. А вообще, как я уже сказала, мы стараемся поддерживать нормальные отношения, взаимодействуем в рамках трехсторонней комиссии с администрацией области, участвуем в совместных акциях.
– Часто можно услышать обвинение в адрес профсоюзов, что они мало внимания уделяют борьбе за права работников частных предприятий, предпочитая более легкую работу по организации защиты прав бюджетников. Это так?
– Мы накопили большой опыт по подписанию коллективных договоров и созданию профсоюзных организаций в частных предприятиях. Конечно, это наиболее трудная сфера деятельности. Работодатель хочет безраздельно господствовать в сфере трудовых отношений. Активных членов профсоюзов стремятся побыстрее уволить. Но мы используем различные методы – не только проведение массовых акций. Иногда подставить коллектив – это значит сразу же обречь на гибель свою профсоюзную организацию. Поэтому мы широко используем методы судебной защиты и обращения в контрольно-надзорные органы – прокуратуру, правовую инспекцию по труду. Там нас уже хорошо знают и убедились в том, что все наши обращения имеют хорошую правовую основу и подтверждены фактами.
– Как складываются ваши отношения с государственной властью?
– Конечно, мы не нравимся власти, поскольку всегда занимаем позицию защиты интересов простых граждан. Речь идет не только о трудовых конфликтах, но и о конфликтах социальных. Наш Профцентр не отказывает в помощи при трудностях с получением детских компенсаций, льгот или в ситуации, когда неоправданно растут тарифы на ЖКХ. Ведь защищать интересы своих членов можно по-разному, в том числе и сокращая их расходы на оплату коммунальных услуг.
Разгневанные работодатели пишут на нас жалобы, требуя закрыть, ликвидировать, уничтожить, потому что мы якобы мешаем развивать производство и получать прибыль. А в бюджетных организациях нас обвиняют в разложении коллективов. Недавно мы публично заявили, что власти Бердска мало внимания уделяют молодежной политике. Только за три месяца 2004 г. в городе четыре случая суицида среди подростков. Это ли не сигнал властям? В ответ администрация одной из школ написала заявление, что там, где есть наш профсоюз, идет развал учебной работы. А заместитель главы администрации потребовала освободить помещение, которое мы сами отремонтировали и теперь занимаем.
– Сейчас вы возглавляете крупнейшее в области объединение независимых профсоюзов и являетесь депутатом городского совета. Университетское образование помогает или, наоборот, мешает политической работе?
– Преподаватели готовили нас к научной деятельности. Но оказалось, что научные навыки, умение анализировать ситуацию и делать выводы для политика не менее важны, чем для ученого. В этом смысле наш университет – это школа, которая способствует успешному продвижению в любой сфере. Думаю, в этом со мной согласятся все без исключения выпускники НГУ.
Беседовал
В. Денисов.
Комментарии