Старое кино о главном
Старое кино о главном
Старое кино о главном 21 декабря на экраны страны вышел фильм «Ирония судьбы. Продолжение». В этот день жители Городка могли оценить общероссийскую кинопремьеру в родном ДК «Академия», входящем в новый год все еще в старом облике.С Новым Годом! - >>>
21 декабря на экраны страны вышел фильм «Ирония судьбы. Продолжение». В этот день жители Городка могли оценить общероссийскую кинопремьеру в родном ДК «Академия», входящем в новый год все еще в старом облике.
Сама идея снять продолжение фильма «всех времен и народов» многим казалась кощунственной: «Совсем ничего святого не осталось!» Тем большее разочарование ждало зрителей, которые все-таки пошли в кино с целью увидеть действительно продолжение легендарной саги о похождениях нетрезвого хирурга Лукашина в квартире прекрасной незнакомки из Ленинграда. При всем сюжетном сходстве с тем, давнишним фильмом «Продолжение» получилось вполне самостоятельной историей, правда, на ту же тему.
Как вы помните, лента Эльдара Рязанова заканчивается не показанным, но вполне подразумевающимся хэппи-эндом: Надя и Женя поженились, жили долго и счастливо и даже умерли, возможно, в один день. Сценарист «Продолжения» Андрей Слаповский построил сюжет нового фильма на отрицании подобного, слишком уж сказочного финала. Оказывается, Надя вернулась к Ипполиту, а Лукашин – к своей Гале. У первой родилась дочь Надюша (Елизавета Боярская), у второго – сын Костя (Константин Хабенский). Она по-прежнему живет в Питере, он – в Москве. У каждого своя жизнь, свои обиды…
И вот накануне очередного Нового года Костя решает примирить отца с женщиной, которую тот когда-то очень любил. Для этого он летит в Питер, проникает в квартиру с известным адресом и при появлении дочки хозяйки притворяется вусмерть пьяным человеком.
А к Надюше вот-вот должен нагрянуть жених – перспективный топ-менеджер крупной сотовой компании Ираклий (Сергей Безруков). И мама должна прийти. А тут, на диване, в семейных трусах – непонятно кто… Ужас!
Происходящее далее очень напоминает известный каждому россиянину сюжет. Правда, с поправками на современные реалии: прагматики сменили угловатые «Жигули» на шикарные «Тойоты», а прекрасные дамы не поют песен на стихи Ахмадуллиной – берут в плен исключительно внешностью.
Чем же отличается сынишка – «Продолжение» – от своего прародителя? Тем же, чем отличается нынешняя жизнь от той, 30-летней давности: скоростью. Мы живем в безумно стремительное время, и новая «Ирония» – об этом. Ираклий работает (разговаривает по «блютусу» с клиентами) даже тогда, когда собирается целоваться. Какие уж там сантименты про «слегка соприкоснувшись рукавами»? И сама рязановская «Ирония» с ее двухсерийной неспешной жизнью, с многочисленными лирическими отступлениями вдруг преобразилась в сумасшедший по накалу «экшн» с лихо закрученным сюжетом (и не менее накрученным бюджетом).
Одним словом, какая жизнь – такое и кино. И такие герои. Без сарказма: скажите спасибо, что никому в голову не пришло снять продолжение «Иронии» в чернушные 90-е. Ипполит в той версии был бы вором в законе, Надя – валютной путаной, а Лукашин – опустившимся инженером-ядерщиком.
Сейчас, к счастью, на пороге 2008-й… Съемки картины обходятся в несколько миллионов долларов и снимают ее не на задворках «Мосфильма» (очень дорого!), а в… Праге. Властитель касс, режиссер Бекмамбетов бросил снимать свою «дьяволиаду» про мел Судьбы и переключился на ее, Судьбы, иронию. Продюсер Эрнст мечтает о том, что вот-вот ровной струйкой в кино потянутся и пенсионеры (при цене билета «от 120 руб.» такие планы могут так и остаться планами). Актер Хабенский снимается в каждом втором фильме, выходящем на большой экран (в оставшихся «первых» играет Гоша Куценко).
А мы смотрим их «Иронию» и понимаем, что, несмотря на все радикальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние 30 лет, несмотря на шелуху технического прогресса, призванного соединять людей, – сотовую связь, Интернет, скоростные автомобили и поезда, – люди по-прежнему так же одиноки и так же мучительно ищут свои «вторые половинки». И задают себе все те же извечные вопросы: кого любить? за что? как отличить сиюминутное от навсегда? когда нужно остановиться, чтобы распознать свою любовь?
И еще мы понимаем (я надеюсь), что достаточно глупо пытаться объять необъятное и в одном фильме совмещать попытку продолжения «старого фильма о главном» и его же «версию 2007 года». Поколение Мягкова–Яковлева–Брыльски давно сказало свое веское слово, и не надо тратить деньги на компьютерное заглаживание их морщин и вставлять в уста их героев, как искусственные челюсти, реплики, ничего не отражающие, кроме скабрезности их подряхлевших от времени характеров.
Не надо стыдиться того, что продолжения киноиконы главного российского праздника не получилось (Надя тогда все-таки вышла замуж за Лукашина и все у них было замечательно – уж мы-то знаем!), а получился добротный, крепко сшитый ремейк фильма Эльдара Александровича. Качественное, доброе, комедийно-лирическое, талантливо и с любовью сделанное «старое» кино, показанное сегодняшними глазами – вещь более западающая в русскую душу, чем украденное в Голливуде окончание в названии: «-2» (а потом будет «-3», «-4», то есть то количество баллов, которое каждая последующая серия потеряет в сравнении с оригиналом).
В конце концов, «Иронию» Рязанова вначале тоже не сочли за шедевр. Зато потом… Случится ли такая запоздалая реакция с детищем Бекмамбетова? Как сказала «мировая мама» Жени Лукашина в первой части (заканчивая, кстати, фильм): «Поживем – увидим».
Вместо титров
Когда-то давно в интервью Барбара Брыльска говорила о том, что вне границ России не понимают «Иронию судьбы». Как едва живого от обильных возлияний человека могли пустить на борт самолета? Почему главная героиня крепко стоящему на ногах мужчине-красавцу предпочитает вообще не стоящего проходимца-алкоголика? И что это вообще за кино такое, где 95% времени занимают разговоры в квартире?
А нам нравится. И мы не только смотрим этот «странный» фильм каждый Новый год, но и пытаемся продлить эту сказку, свято веря в то, что при большом желании можно что-то добавить к завершенному. Веря в то, что только на исходе 31 декабря, в полночь, иномарки соперников превращаются во врезавшиеся в фонарный столб тыквы, сотовые разговоры на бегу заменяются живым человеческим общением, а в обычной жизни рассудительные писаные красавицы начинают совершать иррациональные поступки. Веря в то, что только в этот волшебный час любая случайность может стать Судьбой.
С Новым годом! С новым фильмом!
Сергей МАЛЫХ
Комментарии