Совесть Академгородка
Совесть Академгородка
Статья, опубликованная в «Навигаторе» в связи с приближающимся 100-летием академика Д.К. Беляева, всколыхнула в душе добрые воспоминания, связанные с его работой на посту директора Института цитологии и генетики и в качестве зампредседателя СО АН СССР по Академгородку. В это время я была заместителем по науке в планово-финансовом управлении президиума Сибирского отделения. Вспоминаются некоторые эпизоды, связанные с этим человеком.
Как директора ИЦиГа его очень беспокоил вопрос об уровне оплаты труда сотрудников. Пригласив меня в институт, он изложил проблему и поручил подготовить ему предложения. Я попросила его поработать над действующим штатным расписанием и сбоку указать желаемые должности и оклады научных сотрудников, исходя из действующих тогда нормативов. Его особенно волновал низкий уровень оплаты труды женщин, в основном работающих в поле.
Пока Дмитрий Константинович проектировал новое штатное расписание, я проанализировала численность и фонд оплаты труда института за последние пять лет. Оказалось, ФОТ полностью не использовался, а по действующему тогда порядку эта экономия уходила в бюджет. Просчитала предложения директора. Оказалось, что частично потребность в средствах может быть закрыта за счёт экономии. Недостающая сумма была выделена председателем Сибирского отделения академиком Коптюгом на основании представленных расчётов. В это время Дмитрий Константинович уже сильно недомогал, но был очень обрадован положительным решением острого вопроса.
Большой опыт я получила, участвуя в комиссии президиума по передаче Чигринского совхоза Алтайского края для организации экспериментального хозяйства ИЦиГа. Беляев так организовал работу комиссии, что эффективность её была очевидной. Каждый из 10 её членов должен был ежедневно согласовывать с ним план на следующий день. Вечером после ужина он проводил оперативку, на которой каждый докладывал о выполненной за день работе. Вопросы передачи совхоза необходимо было согласовать с партийными органами края.
Пока мы были в Черге, выпал обильный снег. Обратная дорога по перевалам стала опасной. Дмитрий Константинович сказал, что будет возвращаться на РАФике, а кто боится, может лететь самолётом из Горно-Алтайска. Я решила ехать с ним – хотелось поговорить с этим удивительным человеком. Он рассказывал о своей мечте сделать на территории Алтайского экспериментального хозяйства заповедник, куда собрать животных, занесённых в Красную книгу, создать там научно-исследовательский центр.
Академик Беляев был председателем Международного комитета защиты мира. Будучи в командировке в Москве, встретила его вечером в буфете гостиницы. Он попросил помочь отнести в номер покупки к ужину. Немного смутилась, но пошла в его люкс. Там оказался А.И. Курбатов, в то время зампредседателя Сибирского отделения по капстроительству. На столе самовар, чайная пара. За интересным разговором время пролетело быстро. Прощаясь, Дмитрий Константинович передал мне пакет, сказав, что в нём текст Обращения комитета к народам и правительствам в защиту мира. Он не может везти его через границу – содержание не должно попасть в прессу, пока документ не будет принят на заседании комитета. Предупредил, что по возвращении позвонит, и я должна вернуть ему этот пакет лично.
В пору деятельности Беляева на посту зампредседателя Сибирского отделения по ННЦ был период расцвета творческой активности в Академгородке. «Терпсихора», «Глагол», массовые маёвки в НГУ, КЮТ, СЮН, спортивные коллективы, дошкольные учреждения при каждом домоуправлении. Своему заместителю В.А. Коптюг определил сумму финансирования на год, в пределах которой тот мог оказывать финансовую поддержку этим коллективам. По его резолюции готовилось распоряжение без обращения к председателю.
Добрую память об этом человеке хранит районная ветеранская организация, которую он создал первоначально из участников Великой Отечественной войны. Своим чутким сердцем Беляев понимал, что многим фронтовикам потребуется помощь, а для этого надо объединиться.
Дмитрий Константинович был светлым человеком, увлечённым наукой и преданным ей. Меня порадовало намерение института установить ему памятник. Старожилы говорят, что народ называл его тогда совестью Академгородка.
Светлана ЧУБЧЕНКО, руководитель ИОЦП «Истоки
Комментарии