Смех сквозь блюзы
Смех сквозь блюзы
Смех сквозь блюзы
Так уж повелось, что Новый год для большинства из нас – семейный праздник, и только не обремененные счастьем семейного очага встречают его в компаниях старых и все таких же легкомысленных друзей. Хорошо, что у всех нас в запасе есть дубль – ночь на 14 января. Более тысячи жителей Новосибирска и Академгородка отметили старый Новый год в Большом зале Дома ученых с неподражаемыми ветеранами клуба «Квант» и Конторы братьев Дивановых, организовавших блестящую программу «Блюз против ветра» с участием новосибирской группы «2+1», диджеев Александра Чусовитина и Оксаны Голота и актеров театра Сергея Афанасьева.
Главным музыкальным событием программы стало выступление известной московской команды Billy’s Band. Расхожее мнение о том, что КВН разделился на скромные студенческие опыты и большой шоу-бизнес под руководством Александра Маслякова, превратилось в глупые сплетни неискушенного обывателя, когда на сцене появились великолепные Владимир Дуда, Никита Гирин, Александр Пушной и Руслан Великохатный. Несмотря на работу в далеких от шоу-бизнеса областях, ветераны по-прежнему остаются образцовыми носителями настоящей текстовой традиции КВНа, которая заставляет сотрясаться от смеха не только тело зрителя, но и его бессмертную душу. Как говорит нынешнее поколение студентов НГУ, «я рыдалъ».
Почему блюз? И зачем так неудобно – против ветра? Эти и другие вопросы, вроде «В каком месте Александр – Пушной?» или «Почему музыканты пьяные?» зрители должны были подавать в письменном виде. Но вопросов не возникало ни у кого, кроме неизвестного гражданина РФ, который неизменно подписывался «ВВП». В тот вечер ВВП всячески пытался испортить праздник, то безосновательно критикуя элегантный бежевый костюм Дуды, кропотливо подобранный к черной футболке с неразборчивыми малиновыми надписями, то просто напоминая о том, что он еще здесь и все слышит. Осмотрительный Владимир Дуда на всякий случай переоделся (снял пиджак), но по-настоящему никто в зале не верил в существование ВВП – дороги-то позавчера не перекрыли. В конце концов ВВП обиделся, надел лыжи и, проигнорировав заботливо предложенную белую «тойоту» у входа, уехал на последней маршрутке куда-то в сторону Белокурихи.
А тем временем на сцену вышел блюзмен-теоретик седьмого разряда Владимир Дуда и рассказал, что блюз придумали русские, а вовсе не негры. Негры их очень просили не придумывать, а лучше устроиться на работу. Но они никого не слушали и, пока трудолюбивые китайцы изобретали порох и буквально следом туалетную бумагу, древнерусские блюзмены продолжали придумывать блюз, играть его, петь и не работать. Так появилась на свет первая древнерусская блюзовая композиция «Слово за слово о полку Игореве»...
Дуда опять всех обманул. На самом деле блюз – это когда хорошему человеку плохо. Проанализировав этот общеизвестный факт, мудрые КВНщики решили, что рэп – это когда плохому человеку хорошо. А для настоящего праздника нужно, чтобы рядом с горюющим контрабасом Билли Новика должен время от времени случаться какой-нибудь рэп. И тогда на сцене появлялись два таинственных Пушкина в черном – толстый (Сергей Пустошилов) и тонкий (Дмитрий Высоцкий). Наконец объявили главный номер уходящего года, и перед зрителями предстала звезда американского блюза Billy Pooh и его переводчик Nikita Girin.
С тех пор, как американский блюз сбросил свою черную кожу, новые исполнители похожи друг на друга, как близнецы-братья, и все сильнее раздражают искушенного меломана. Billy Pooh всю жизнь играл только за деньги, и, конечно же, его песни представляли собой избитые клише на тему «O, baby, baby!» (все бабы – дуры, русск.). На прощанье Билли признался, что верит в этот год (In God we trust), а сняв темные очки и хорошенько оглядевшись, изъявил желание купить Дом ученых (Bye!), чем вызвал у публики необъяснимый восторг.
Настоящий Билли оказался родом из Питера и пел на чистом русском. Весьма довольный собой Билли Новик в широких подтяжках поверх полурасстегнутой полосатой рубашки и его двое колоритнейших музыкантов – Андрей Рыжик и серийный убийца баянов Антон Матезиус страдали как-то неубедительно. Почему-то всегда выходило, что в их песнях неразделенная любовь вызывала не грусть, а светлую романтическую печаль, которая неизменно проходила от доброй выпивки. Зато уж разделенная, всегда, словно хорошая сигара, ждала своего часа где-то во внутреннем кармане замусоленного пальто стильного чикагского гуляки.
Словом, хорошему человеку и лучшему представителю клубной музыки Билли Новику было неплохо. И зрители полностью разделяли его черный оптимизм до тех пор, пока на сцене снова не появился Александр Пушной. На этот раз он решил открыть главный секрет успеха начинающим хард-роковым музыкантам. Дело в том, что обычный гитарный риф звучит бледно и безыскусно, не лучше, чем отстирывает обычный стиральный порошок. Совсем другое дело, когда музыкант сопереживает каждому звуку – музыка прямо на глазах наполняется доселе неведомым смыслом и голыми руками берет зрителя за живое. Например, за печень. Подключить лицо очень просто. Для этого нужно всего лишь чувствовать основные акценты баса мышцами глазных яблок, мелодию – зрачками и губами, а мелкие высокие проигрыши – кончиком языка. Настоятельно рекомендуем ежедневно выполнять эти упражнения перед зеркалом (мамой, папой, женой, подружкой, злой соседской собакой, симпатичной девушкой из окна напротив – ненужное подчеркнуть) всем электрогитаристам, играющим в стиле hard rock и heavy metal: если вы вдруг не выйдете в топ-лист МТV, то от души повеселите друзей и близких.
После антракта на сцене не разделяли, а властвовали питерцы Billy’s Band – гремучая смесь классического французского панка и шансона на манер Tiger Lilies, любимого ими Тома Уэйтса, грамотного черного блюза и веселого незатейливого джаза. Песенки из старых альбомов и последнего, еще не изданного, «Оторвемся по-питерски» предварялись небольшими предисловиями, которые Билли Новик по большей части выдумывал на ходу, вставляя истории о местных академовских реалиях, гастрольные небылицы и импровизации на тему никогда не виденных им воочию негритянских кварталов Чикаго. Любимец женщин гитарист Андрей Рыжик, похожий на домовенка Кузю, с синим медиатором в зубах, играл самозабвенно, временами путаясь ногами в проводах или, наоборот, взмывая вверх в красивом прыжке. А на хите прошлых лет «Кладбище девичьих сердец» он спрыгнул в проход и под восторженные визги поклонниц пронесся по залу, звеня над головами зрителей ударами больших медных тарелок, бронируя все новые места на вышеупомянутом кладбище. Финальная песня навстречу ветру была исполнена в составе двух команд – КВН и питерцев и называлась «Оторвемся по-академовски»:
Хоть вокруг растут леса дремучие,
Но дома и люди здесь ученые,
А нас терзают мысли ненаучные
И желанья синхрофазотронные.
Нам синхронно хочется подвигаться
И по фазе съехать очень весело,
Академу хочется от питерцев
Передать привет вот этой песнею!
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии