Смех по древне-кужебарски
Смех по древне-кужебарски
Смех по-древнекужебарски
Неделю назад в Академгородке появились объявления, вызывающие неоднозначную реакцию: «NovoMusic.ru , а также Кафедра звуковой микрохирургии, Тоталитарная религиозная организация открытого типа «Шаманы Последнего Завета», Творческое объединение «Зона свободная от Кармы», «Верховный Совет Древнекужебарских аборигенов, Союз Объединенных полевых Структур и спортивная организация «Международное общество Соулбилдинга» представляют: концерт древнекужебарской психо-соматической музыки в исполнении Владисвара НАДИШАНЫ 8 июня по адресу Терешковой, 12а. В программе: произведения композиторов мезозойской и палеозойской эры, периода Святых олли, а также современных древнекужебарских композиторов.
«Фи, – сказал мне один гениальный журналист,– терпеть не могу всяких сектантов». Ведь музыкант прибыл не откуда-нибудь, а из того самого города Солнце. Города блаженных в белых одеждах, чей духовный вождь – некий Виссарион Христос – каждый год скашивает себе паству из сотен «свернутых человеческих чердаков», как выразился сам Владисвар, настроенный к этой секте весьма критически. К слову сказать, городом Солнце на концерте и не пахло. Такого зажигательного и необычного выступления в Городке, наверное, еще не было. Известный новосибирцам флейтист Роман Столяр предварял программу Владисвара, в которой тот постепенно – от гитары и дзудахорда – перешел к «ударно-духовому» чайнику, гофрированному шлангу (на самом деле – ловцу духов) и полиэтиленовой бутыли производства известной музыкальной компании «Чистая вода». А ближе к полуночи, под занавес, они порадовали публику совместным сейшеном: Роман – на духовой гармонике, а Владисвар – на нескольких инструментах одновременно. Народ не безмолвствовал!
– Владисвар, ты виртуозно владеешь целым арсеналом инструментов. Какое у тебя музыкальное образование?
– Никакого. Есть устная и письменная музыкальная традиция, нотная грамота и фольклор. А есть магнитофонная традиция – слушать записи и подбирать их. Это не механическое переложение звуков. Когда ты слушаешь записи, смотришь выступления и читаешь литературу, например, об индийской культуре, начинаешь понимать их взгляд на мир. Это помогает не просто перенять мотивы, но и «мыслить на инструменте». Так учились многие музыканты.
– Значит ты – самоучка. Но каждый инструмент требует особой техники игры. Как они попали к тебе в таком количестве, и где ты освоил эту технику?
– Инструменты привозили по моей просьбе или сам покупал, путешествуя. Учился играть – как я уже описал: смотрел, слушал, читал. Я не владею «правильной» манерой игры на народных инструментах. Это и не является целью. Мне интересно экспериментировать со звуком. Часть инструментов я придумываю и делаю сам.
– Имеется в виду гофрированный шланг, чайник и лыжная палка?
– Необязательно. Дзудахорд – смесь электрогитары и ситара. Квазитроны – звучащие тонкие железки и пружины разной формы, закрепленные и растянутые на какой-то основе. На них можно играть руками или палочками.
– Перечисли традиционные инструменты, на которых ты играешь.
– Различные флейты – пластиковые, бамбуковые, бансури, гайда, жалейка, соона. Из струнных – мандола, гусли, банжо, тар, чанзы, тамбура. Я не играю только на металлических духовых и на смычковых.
– Что для тебя означает твое кужебарство? Ты ведь не мог не заметить, что зал от души хохотал над древнекужебарскими шлангами, чайниками и «пивными» бонгами, исцеляющими почки.
– Смех не означает осмеяние. На самом деле я весьма серьезно отношусь к этой шутке. Мне очень понравилась реакция зала на ул. Терешковой, в отличие от того же амбициозного клуба «Труба» на Фрунзе. Даже по их вопросам чувствовалось, что люди понимают суть.
– А была ли суть? По-моему, никто не поверил твоим словам.
– Я никого никуда не веду и не говорю чего-то такого, что требовало бы веры. Суть в исследовании, в эксперименте со звуком, с человеческим пониманием и восприятием, в шутке. Зал поддерживал эту игру. Это очень серьезная игра, попытка избавиться от ориентиров, заложенных системой. Это и есть то, чем мы, Шаманы Последнего Завета, занимались в городе-солнце, исследуя Виссарионовские табу и глядя, как эти люди реагируют на наши действия.
– Что тебя вообще занесло в эту секту? Ты не похож на сектанта.
– Туда уехали жить мои родители, а я приехал к ним в гости. И задержался на четыре года – мне просто стало интересно. Ведь это микросоциум, маленькая матрица, модель религиозного общества с коммунистическим уклоном. В нашем обществе мои опыты по «расширению тоннелей реальности» (термин В. Н.) возможны только однажды, после чего тебя тут же увезут в милицию, в психушку или еще в какой-нибудь тоннель реальности (смеется). Там – открытое поле экспериментов.
– Какого типа эксперименты вы там проводите и зачем?
– Это продуманное исследование. Оно дает нам очень много. Мы назвались шаманами «Последнего Завета» (книга Виссариона Христа). Сначала Виссарион не был против, принимая нас за шутов, и мы изучали это многотысячное тоталитарное общество, построенное на страхе и запретах. Табу – это ключ к энергии. Осознание того, как устроена эта матрица, дает свободу от запрограммированности человеческих действий и ценностей. Со стороны наше поведение выглядело как противостояние. Я снял об этой общине несколько фильмов. В праздник Рождества мы вручили ему шаманский символ, то есть назначили его главным шаманом. Он не возражал. Было очень забавно. Однажды на концерте общины мы спели «Ступенечку», их любимое, чуть не культовое произведение. Духовно-блатной жанр. Типичный блатняк, только с духовными словами: «Пройти бы мне ступенечку и потерпеть маленечко, в судьбу не бросить семечко на долгие года... Мне мама говорила в раннем детстве – не злись, сынок, и не кори судьбу. У Бога все всегда, сынок, на месте, и с небушка там видно все ему». Эту песню они поют на полном серьезе, как молитву. Мы же вышли в шаманских одеждах и исполнили ее горловым пением под кабацкую скрипочку. Это было для них шоком, а для нас – шагом к изгнанию. Провокация не входила в наши планы – просто трудно угадать, что нельзя, а что можно в обществе массового духовного психоза. Мы создаем прецеденты, которые не противоречат их писаным законам. Это делается только для опыта взаимодействия, не для эффектов. Когда нас изгоняли, мы вдруг почувствовали такую любовь к этим людям, совершенно независимо от того, как они с нами поступали.
Не вполне прояснив для себя всю глубинную суть экспериментов Владисвара, я прониклась к этому древнему кужебарцу самыми светлыми чувствами. По крайней мере, мне стало ясно, почему он играет на гофрированном шланге и пивных банках. Потому что эти эксперименты звучат волшебно и, к счастью, не противоречат законам нашего тоннеля реальности.
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии