Сказки зачарованного леса
Сказки зачарованного леса
9 марта в Малом зале Дома ученых прошел концерт арфиста Элизбара и фолк-группы Green’Wood.
Слово «сказка» в этот вечер прозвучало со сцены не один раз. И, пожалуй, не случайно: молодую новосибирскую группу Green’Wood и популярного европейского арфиста Элизбара (Эдуард Сухарь) объединяет именно любовь к чудесному, способность вернуть слушателя в забытый мир детства. Атмосфера в зале царила соответствующая: сказочная, немного таинственная и очень добрая.
В первом отделении Элизбар исполнял на кельтской арфе композиции собственного сочинения: «Метаморфозы Энн», «Ветер», «Вальс на ветвях», «Ноктюрн». Музыка была настолько нежной и легкой, что уже с первых нот хотелось, подобно Эшли Уилксу из «Унесенных ветром», сокрушаться, что из жизни навсегда ушла красота и неторопливость. Увы, время с каждым днем бежит все быстрее, и погружение в мир мечты и детства сегодня непозволительная роскошь. Музыка Элизбара дарит нам такую роскошь: удивительно несуетная, воздушная, как облако, она погружает в совершенно особое состояние. Очень похоже на медитативное созерцание огня или горного ручья: настолько спокойно и красиво, что не хочется возвращаться обратно в реальность. Композиции сменяли одна другую, как в детском калейдоскопе, разные, но одинаково приятные слуху.
В перерывах Элизбар отвечал на записки. Поведал, что наибольшее влияние на его творчество оказала ирландская музыка, ирландские же сказки, а также Толкиен и Достоевский. Рассказал, что не считает игру на арфе своим хобби: это то, чем он занимается в жизни. Попадались и курьезные вопросы. Кто-то посчитал, что арфа Элизбара является не вполне кельтской, судя то ли по наличию, то ли по отсутствию педалей и крючков. Подозреваю, что для большинства зрителей эти рассуждения были столь же содержательны, как тирада Саввы Игнатьевича о шпицштихеле и гросштихиле. В самом деле, не в крючках счастье, а в волшебной музыке.
Во втором отделении концерта выступала группа Green’Wood, рассказав нам свои сказки, полные молодого задора: «Пристань героев», «Тара», «Пей сидр, Дэвид». Надо сказать, что, выступая в одном концерте с Элизбаром, молодая группа шла на определенный риск: такое соседство само по себе обязывает, и отыграть нужно было на 100%.
После концерта солистка Мария Добротина согласилась ответить на несколько вопросов.
– Мария, зрителям концерт очевидно понравился, а какие лично у тебя остались впечатления?
– Честно говоря, я сильно волновалась, потому что помимо всего прочего это была моя первая серьезная работа в качестве организатора концерта. Те, кто был на нашем сайте, читал мой «Живой журнал», знают, что по профессии я маркетолог, у меня экономическая специальность. Музыка была просто частью моей жизни, и я долгое время не чувствовала, насколько важной частью. Как Элизбар начал заниматься музыкой в двадцать лет, когда у него появилась такая возможность, так и я в двадцать один поняла, что не могу по-другому. Я устроилась на работу, которая позволяла параллельно посвящать часть своего времени музыке. Мы создали группу Green’Wood (кстати, 17 марта ей исполняется ровно год). А теперь я совсем оставляю сугубо экономическую деятельность и намереваюсь посвятить себя организации концертов.
– Ты назвала себя организатором, но, если верить статьям о Green’Wood, ты еще и «главный балагур и массовик-затейник». Расскажи, пожалуйста, как распределяются роли в группе, где у нее «центр тяжести»?
– Раньше можно было четко сказать: центр тяжести – это наш замечательный клавишник Стас Крайниковский. Мы вдвоем организовывали музыкальный клуб, на основе которого получился собственно Green’Wood. Потом очень активно проявила себя Даша, арфистка. Она начала писать музыку, заниматься аранжировками, а затем уже подтянулись и ребята, они тоже сочиняют. Так что сейчас мы уже стали единым ядром.
– Какой вы видите свою публику? Кто те люди, которые вас слушают?
– Большинство наших слушателей – студенты, преподаватели. И, что интересно, это люди, которые не смотрят телевизор. Я помню, когда стала общаться с поклонниками нашего творчества, читать их странички на сайте «Вконтакте», заметила, что практически у всех напротив строчки «Телешоу» написано: «нет таких», «не смотрю телевизор», «выбросил», еще что-то в этом роде. Что-то интересное творится в мире: растет совершенно другая культура, дорожащая своим временем, желающая думать, чувствовать и слышать самостоятельно.
– Где лично ты и где ваша группа черпает вдохновение?
– Меня вдохновляют события, которые происходят вокруг. Я знакомлюсь с новым человеком, общаюсь с ним, и вдруг меня что-то в нем удивляет. Я сажусь и сочиняю стихотворение или песню. Правда, большинство моих произведений пока лежат под сукном. У нас накопилось много материала и банально не хватает времени, чтобы его переработать. Вдохновение черпаю также из музыки своих друзей. Как у нас рождаются песни? Никто же заранее не пишет тексты, никто одновременно не пишет музыку и тексты. В один прекрасный день Стас или Даша приносят на репетицию новую мелодию. Слушаешь ее и понимаешь: о, это же песня! И слова сами выскакивают из ниоткуда и вплетаются в мотив. Так что можно сказать, что мои друзья – это мои музы.
К разговору присоединяется Дарья Машкова:
– А я черпаю вдохновение из диалога со своей арфой. Мне очень повезло: часто случается, что люди годами играют на инструменте, который им чужд, и не могут найти свой. Я, например, восемь лет играла на фортепиано, но это настолько не мой инструмент, что мы буквально боролись друг с другом – кто кого. И когда в моей жизни наконец появилась арфа, я начала писать. Что касается кумиров, у меня их нет. Есть только люди, чье творчество я уважаю.
– Мария, и последний вопрос. Неоднократно приходилось слышать и читать в различных актерских интервью, что человеку на сцене случается достичь такого уровня абстракции, что не он играет спектакль, а спектакль сам его ведет. У музыкантов есть нечто подобное?
– Конечно. В этом и проявляется профессионализм. Люди, которые достигли определенного уровня, «улетают» на каждом концерте.
– А это возможно – каждый раз?
– Да. Зритель – он очень чуткий, он понимает абсолютно точно, что происходит с музыкантом. Помню, когда-то мы очень боялись выходить на сцену. Нам хотелось играть, но почему-то страх сковывал, то ли школьная память, то ли что-то еще. Выходили со «сжатыми сердцами». Мы могли улыбаться, разговаривать со зрителями, но у них были такие же напряженные позы и лица. А если музыкант, играя, видит какие-то образы и следует за ними, он тем самым погружает зрителей в это же состояние.
Итак, концерт позади. В планах группы Green’Wood – сотрудничество с различными фолк-группами Новосибирска и, конечно, запись дебютного альбома. Ждем с нетерпением и надеемся, что они подарят нам еще много таких же волшебных сказок.
Мария ТИЛИШЕВСКА
Комментарии
Маша ты молодец! Такая красивая статья получилась!
А концерт был и правда супер. ))