Синхронная победа
Синхронная победа
В ноябре прошлого года спортсменки из ДЮСШ №14 удачно выступили на международных соревнованиях по синхронному плаванию в Сербии. Тренер девушек Ольга Березина и спортсменка Дарья Курчева рассказали нашему корреспонденту о турнире, подборе музыки, отношениях в команде, а также раскрыли главный секрет синхронисток – как удержаться в воде вниз головой.
– На международный клубный турнир в Белграде приехали команды из Венгрии, Хорватии, России и других стран. Наши девочки неплохо выступили: в комбинированной группе Дарья Курчева, Валентина Тащилина, Елизавета Сушкина, Мария Каныгина и Мария Шатуло заняли первое место. В соревнованиях дуэтов третьими стали Дарья Курчева и Валентина Тащилина, четвертыми – Мария Каныгина и Елизавета Сушкина. В обязательной программе второе место у Дарьи Курчевой, третье – у Марии Каныгиной, – рассказала тренер команды.
Как объяснила Ольга Березина, соревнования по синхронному плаванию включают в себя несколько дисциплин. Дуэты и группы выступают с произвольной программой. В составе комбинированной группы численностью от четырех до десяти человек девушки выступают поочередно: соло, дуэтом, втроем или вчетвером – существенным ограничением является лишь хронометраж. Есть еще техническая программа, гораздо менее зрелищная: спортсменки просто выполняют определенный набор фигур без музыкального сопровождения.
– Самый сложный вид программы – пожалуй, группа, – считает Ольга Березина. – Восемь человек должны исполнить композицию слаженно и синхронно. Но для группы у нас не хватило участниц: выступать, скажем, всемером или вшестером можно, но за это начисляют штрафные баллы. Так что мы сосредоточились на соревнованиях комбинированных групп. Набора каких-то обязательных элементов там нет. Что у детей хорошо получается, то и делаем: поддержки, выбросы. Не всегда можем сделать прыжковые элементы, потому что у нас нет акробатического зала для их отработки на суше.
Одно из условий успешного выступления – оригинальная музыка и хорошо сшитые костюмы. Здесь наша команда обходится своими силами.
– Выбор музыки – коллективное творчество, – рассказывает тренер. – Ищем композиции в Интернете, слушаем вместе. Конечно, ориентируемся на характер и темперамент детей. Можно собирать композицию из нескольких мелодий, это не возбраняется правилами. Мы так и сделали: на соревнованиях в Белграде комбинированная группа танцевала под «Счастливую Бразилию» и музыку из мультфильма «Кот в сапогах». А для дуэта мы нашли интересную русскую народную музыку в обработке «Тодеса». Строгих требований к костюму нет: купальник, на голове коронка, шью их в основном я. Раньше у нас была модистка, но она не всегда верно понимала наши пожелания – пришлось самой взяться за дело. Ну и родители девочек помогают, конечно.
– Соревнования в Белграде были непростыми, как и все международные турниры, – говорит Дарья Курчева. – Собирается много спортсменок, неизвестно, насколько сильными окажутся соперницы. Но принимали нас очень хорошо, соревнования понравились. В дуэте, думаю, выступать труднее, чем в группе: «спрятаться» некуда, все ошибки, сбой синхронности как на ладони, связки труднее. А в группе больше возможностей для интересных и зрелищных поддержек. Но известные дуэты синхронисток, конечно, вдохновляют: мне нравятся Мария Киселева и Ольга Брусникина, Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова. Возможно, моя работа дальше будет связана с плаванием.
Как рассказали Ольга и Дарья, один из главных критериев оценки выступления синхронисток – их положение в воде: во время выполнения элементов нужно подняться достаточно высоко над поверхностью. Очень ценятся в синхронном плавании «красивые ноги»:
– Главное – это вытянутые носки и «правильные» колени, – объяснила Ольга Березина. – Они должны быть чуть выгнуты назад. Добиться этого можно упорными тренировками. А что касается нахождения под водой, секрет прост (смеется). Девушки выполняют опорный гребок: опустившись в воду вниз головой, активно работают ладонями, таким образом толкая себя наверх. В нашем виде все зависит от правильных движений.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии