Школе нужны перемены
Школе нужны перемены
В клубе «Горизонты» Дома учёных прошла встреча с Сергеем СОПОЧКИНЫМ, директором лицея №130 им. Лаврентьева. Говорили о современном образовании.
В формате беседы Сергей Владимирович постепенно, шаг за шагом, погрузил слушателей в мир своих ежедневных тревог, забот и надежд. Сейчас он работает над концепцией гуманитаризации образования.
Читатели «Навигатора», возможно, помнят, что три года назад здание лицея №130 значительно расширилось: к нему пристроили современный корпус с аудиториями для младших классов, бассейном и лабораториями. В этом корпусе два спортзала, бассейн, актовый зал, кабинеты музыки, изобразительного искусства, игровые комнаты.
По словам Сергея Владимировича, открытие нового корпуса – это плод колоссальных усилий, выдержки, смелости и высшей степени профессионализма огромного числа людей: строителей, проектировщиков, городской администрации и Сибирского отделения РАН. С помещениями теперь проблем нет. Но тревогу директора с 18-летним стажем вызывает состояние современных учебных программ. В итоге реформирования, начатого в 1990-е, само понятие образования оказалось нивелированным до уровня бытовых услуг. А профессия учителя, лишённая того авторитета, который был во времена СССР, теперь не привлекает выпускников в педагогические вузы.
Как результат – снизилось качество образования. В этом году, к примеру, почти треть 9-классников НСО получила двойки на экзамене по математике. Да и методика сдачи ЕГЭ не способствует раскрытию творческих качеств учеников. Эту ситуацию надо менять. Интересные предложения есть у педагогов, Сергей Сопочкин – один из них. Он предлагает реализовать гуманитаризацию образования.
В основе его проекта – анализ работ классиков русской литературы, педагогики, философских трудов по этой теме. Идеи А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, М.М. Бахтина, В.И. Тюпа. Эту теорию предполагается использовать для построения обычного школьного урока не в форме простой передачи информации, а в форме сотворчества учителя и ученика. Вот как сам директор лицея говорит об этом:
– Урок – это сложное социокультурное, образовательное и коммуникативное событие. Он будет эффективнее, если в нём органично сочетаются и дополняют друг друга следующие основные компоненты: высказывание учителя, авторская позиция учителя по отношению к своему творению; адресация предметно-смыслового содержания обучающимся конкретного класса; потенциальная возможность встречного (ответного) высказывания ученика.
Больше часа директор 130-ки держал слушателей в наряжённом внимании. Его выступление вызвало большой интерес ещё и потому, что среди членов клуба «Горизонты» есть педагоги-ветераны. После лекции ещё час Сергей Владимирович отвечал на вопросы – самые разные: и о реализации выдвинутых в докладе идей, и о нынешнем состоянии лицея, и о зарплате учителей. До позднего вечера продолжалась беседа.
Полную видеозапись встречи можно посмотреть, перейдя по ссылке https://youtu.be/72l6kZU4cjM.
Е. Марков, фото автора
Комментарии