Серебряный «Апельсинчик»
Серебряный «Апельсинчик»
В июле детский ансамбль «Апельсинчик» принял участие во Всемирной хоровой олимпиаде, которая проходила в Цинциннати, США. Наши девочки выступили успешно и завоевали серебряную медаль в категории «Детские хоры», конкурс чемпионов. О победе, поездке, странной красоте Нью-Йорка и костюмах Джульетты «Навигатору» рассказала художественный руководитель ансамбля Светлана Дик.
– В 2010 году мы выступили на шестой Всемирной хоровой олимпиаде в Китае и получили серебряную медаль в номинации «Фольклор». Победа была несколько неожиданной, потому что фольклора в нашем репертуаре обычно нет. Олимпиада в Китае нас привела в восторг, и мы подумали, что хотим поехать еще раз. К этим играм мы готовились два года. Более того, Америка для «Апельсинчика» – особенная страна. В 1992 году, когда нашим продюсером был Сергей Бугаев, мы ездили в турне по США, дали 16 концертов в десяти городах. И, конечно, с нетерпением ждали новой поездки. На этот раз путешествие также было долгим – со 2 по 21 июля. Мы решили, что раз уж едем в Америку, должны, не спеша, посмотреть эту страну. К тому же пугала двенадцатичасовая разница во времени: детям требуется адаптация. Путешествие началось в Нью-Йорке: мы дали концерт в Бруклине. Потом был Вашингтон и концерт в православной церкви, и только потом Цинциннати.
– Какие впечатления оставила Америка?
– Интересные и разные. Нью-Йорк произвел неоднозначное впечатление. Он действительно такой, каким его показывают в фильмах. Мы наслышаны были об опасностях окраин и специально выбрали центр города, однако даже Манхэттен оказался грязным. Абсолютно фриковский город. Мне как художнику в душе это было интересно: я поняла, почему люди творческих профессий едут в Нью-Йорк. Во время двухчасовой экскурсии по центру мы ехали в автобусе: ощущение такое, будто тебя окружает туннель из домов. Фабрика, которую не ремонтировали с основания Нью-Йорка, тут же какое-то круглое стеклянное фантастическое здание, рядом церковь удивительной красоты, у ступеней которой на невообразимо грязных матрасах лежат люди. Все вперемешку. Очень узкие улицы и небо где-то вдалеке. Недаром именно в Нью-Йорке у художников рождаются самые интересные и странные идеи. Театр в Бруклине меня удивил. С одной стороны, там ободранные стены. С другой стороны, фантастическая и очень дорогая аппаратура. И становится ясно, что дело не в недостатке денег на ремонт, такова концепция интерьера. В этом театре у нас состоялся очень хороший концерт, девочки исполнили всю конкурсную программу. А Вашингтон стал настоящим подарком судьбы. Мы познакомились в местной православной церкви с отцом Виктором Потаповым, многое узнали о ее истории и святынях. Пели во время службы, поскольку как раз готовили для олимпиады православную молитву. Замечательно, что появилась такая возможность.
– Как принимала публика?
– В Бруклине принимали с восторгом, некоторые зрители даже сказали нам, что это был лучший концерт, который они видели в жизни. Очень тепло. Вообще в Америке публика удивительная. Люди там эмоциональные и тонко воспринимают музыку. В церкви, когда девочки пели, люди плакали. А в Цинциннати нам аплодировали стоя. Удивительно, но таковы американцы: если выступление им нравится, они проявляют это очень ярко. Конечно, после таких концертов вырастают крылья.
– Как проходила олимпиада?
– В рамках олимпиады проходит открытый конкурс, в котором могут принимать участие практически все желающие. А есть конкурс чемпионов, то есть тех коллективов, которые уже завоевывали золотую медаль. Мы в Китае получили серебряную, но нам разрешили выступить именно в конкурсе чемпионов. Мы сомневались: то ли пойти по легкому пути открытого чемпионата, то ли рискнуть. И поняли, что риск открывает в человеке новые возможности. Мы выступали первыми в номинации «Классика». Девчонки спели отлично, получили серебряную медаль. Конечно, поражает масштаб олимпиады: 20 тысяч участников из 90 стран, больше двадцати номинаций. Однако предыдущая олимпиада, в Китае, была ярче. В Америке плохо работала система оповещения, даже волонтеры не всегда могли помочь. Например, мы не увидели концерт чемпионов и гала-концерт, потому что поздно узнали о них. Самым красивым моментом церемонии стал парад флагов и шлягеры всего мира. В Китае исполнили и Хава Нагилу, и итальянские песни, и американские, а русские почему-то отсутствовали. А в Цинциннати вдруг зазвучала «Калинка». С залом случилось что-то невообразимое: тысячи людей танцевали и подпевали. Мы почувствовали, что русская музыка является частичкой мировой.
– Из чего состояла ваша конкурсная программа?
– Ave Maria новосибирского композитора Ащепкова, когда-то написанная специально для «Апельсинчика». Еще «Сказка о Желтом Гноме» Григория Гоберника: с автором пришлось связаться лично, ведь в Америке строго следят за соблюдением закона об авторском праве. Из зарубежной музыки мы выбрали «Мадригал» Банкьери, а из отечественной – «Трисвятое» Чеснокова. Все условия жестко оговорены в правилах. Мы семь месяцев работали над трио из оперы «Орфей и Эвридика», а потом нам сказали, что мы должны петь так, как написано в оригинале, то есть с оркестром. Конечно, оркестра с собой не привезти, поэтому пришлось выбрать другое произведение. В Китае соревновались в номинации «Фольклор», там требования мягче: достаточно соблюсти хронометраж и выбрать музыку своей страны. Нам казалось, фольклор – это нетрудно. А сейчас понимаю, что на таких форумах фольклорная номинация – самая яркая. Представьте индонезиек в их невообразимых народных костюмах или мальчиков из ЮАР, которые поют и танцуют что-то совершенно шаманское. С ними сложно тягаться, нужно суметь передать русский дух.
– Что говорит сам коллектив о своих впечатлениях?
– Сам коллектив надорвался путешествовать по Америке (смеется). Сейчас мы расстались на каникулы. Конечно, они в восторге от олимпиады. Думаю, это серьезный опыт. Когда человек выходит из зоны комфорта и выносит себя в мир, он приобретает что-то новое. Была взята хорошая высота, а иногда взять ее легче, чем удержаться на ней.
– Кто сшил «Апельсинчику» такие чудесные костюмы?
– Сшить интересные костюмы для номинации «Классика» сложно, на мой взгляд, фольклор в этом отношении выигрышнее. Мама одной из наших девочек, Елена Лебедева – дизайнер. Мы все вместе продумывали концепцию, в итоге получились костюмы в стиле эпохи Возрождения. Удалось создать образ Джульетты, ведь девочкам как раз по 12-13 лет. Белые платья, на голове венки – надо сказать, американцам это очень понравилось, нас всюду сопровождали восторженные возгласы.
– Успели увидеть выступления соперников?
– Наше выступление отняло много сил. Когда спели и ушли за кулисы, просто разрыдались, потом пришли такие же рыдающие родители и волонтеры. Всех накрыл какой-то поток счастья. После этого уже не было сил идти в зал. Зато мы видели много выступлений на улице: нас останавливали и пели, и мы пели в ответ. Это было очень ярко и красиво.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии