Сентябрь "Новых надежд"
Сентябрь "Новых надежд"
Раньше всех прозвенел первый звонок нового учебного года в коррекционной школе №5 «Новые надежды».
Белые бантики, строгие костюмы, яркие букеты… Только школьников намного меньше, чем обычно, а на лицах многих родителей заметна плохо скрытая тревога: как-то он пройдет, этот учебный новый год?
Для семерых первоклассников и их учительницы он, пожалуй, будет самым сложным. Каждый сентябрь приводит в школу «Новые надежды» новичков, имеющих особенности в физическом или умственном развитии. Маленькая, почти домашняя школа гостеприимно распахивает перед ними свои двери, обещая стать местом, где изначально верят в их успех. Пусть даже здесь мечтают не о славе, дипломах и статусах, а всего лишь о социализации своих учеников в нашем вечно конкурирующем и подчас жестоком обществе.
Решение привести своего ребенка в эту необычную школу дается родителям очень тяжело. Срабатывает стереотип: раз школа коррекционная, значит, в ней учатся только неполноценные дети, а мой ребенок еще подрастет, позанимается, вытянет…
Перед дружными классами, собравшимися на маленьком школьном стадионе, одаренные педагоги разыгрывают маленькое представление. Серого Волка почему-то не берут учиться, и Красная Шапочка просит ребят помочь ему с подготовкой. Стоящие рядом специалисты прекрасно знают, что в наше время подушевого финансирования такого просто не может быть. Сегодня общеобразовательная школа стоит целиком на стороне «колеблющихся» родителей необычного ребенка, говоря: «Приходите, мы обучим всех!»
Внедрение инклюзивного образования (когда в одном классе обучаются дети с разными физическими и умственными возможностями), укрепило эту тенденцию: счастливые родители отдают малыша в «нормальное» или даже «престижное» учебное заведение, нисколько не задумываясь о возможных последствиях.
– Поток ребятишек, переводимых в нашу школу, увеличивается после второго или третьего класса, когда родители и педагоги, обеспокоенные причинами неуспеваемости маленького школьника, ведут его к специалистам, и в результате устанавливается диагноз, являющийся показанием для корректирующего образования. А ведь привели бы сразу, он уже несколько лет получал бы все, что необходимо ребенку, нуждающемуся в особых условиях обучения, – уверена директор «Новых надежд» Яна Ушакова.
Особые условия включают не только продуманную учебную программу, но и щадящий режим занятий. Это уроки продолжительностью в 20 минут, возможность дополнительного выходного дня или даже надомного обучения. Важный фактор – социальная защищенность. Детей дважды в день бесплатно кормят, а учебники выдаются в библиотеке. Есть кабинет ЛФК и ритмики. Своеобразна и сама программа. Например, в школе есть такая важная для ее учеников дисциплина, как социально-бытовая ориентировка.
Необычных учеников готовят к обыденной жизни: помогают адаптироваться в быту, научиться общаться с окружающими, получить первые трудовые навыки. В расписании старших классов 14 часов трудового обучения, позволяющего мальчишкам освоить мастерство обувщика и столяра, а девочкам – научиться шить.
– Наших выпускников с удовольствием принимают в ПТУ. Чаще всего ребята продолжают обучаться профессии, выбранной ими еще в школе. Как приятно, когда девушки приезжают к нам в гости в своих фантастических нарядах с лентами, на которых красуется надпись «Лучший по профессии»! – продолжает свой рассказ Яна Владимировна. – Полученная специальность помогает им неплохо устроиться в жизни: найти работу, создать семью.
Еще одна особенность обучающихся в школе «Новые надежды» – их доброта и непосредственность. Им абсолютно чужды карьеризм и корысть, и этим они очень напоминают своих учителей. В школе работают хоровой, танцевальный и театральный кружки, регулярно проводятся массовые праздники. Нередко на них родители видят своих детей совсем с другой стороны, понимают, что они по-своему талантливы.
Звенит колокольчик во дворе самой доброй в районе школы. Завтра, как и везде, здесь начнутся занятия. Лица учителей светятся улыбками, которые лучше всяких слов говорят: «Мы верим в тебя, малыш!»
Светлана Книжник
Фото автора
Комментарии