С продавцов будут брать деньги
С продавцов будут брать деньги
Рынок недвижимости отличается от фондового и прочих рынков тем, что к нему имеет отношение каждый гражданин. Потому процессы, происходящие в этой сфере, интересуют практически всех.
Экономический кризис вызвал множество разговоров о том, что цены на недвижимость обвалятся. Это стало одной из причин снижения покупательской активности. Люди стали ждать «лучших времен».
Однако прошло полгода, но значительного изменения ситуации, а тем более «обвала» на рынке не видно. Конечно, некоторое снижение безмерно раздутых цен на квартиры произошло – примерно на 10-15%. Снизились цены и на новостройки. Но, как правило, даже фирмы, связанные с кредитными ресурсами и попавшие в сложное финансовое положение, не стали дешевле продавать жилье. С помощью всевозможных акций и скидок застройщики пытаются привлечь покупателей. Однако не стоит заблуждаться относительно того, что цены на квартиры упадут в разы. Вряд ли они будут ниже себестоимости строительства. Это бизнес, а не благотворительность.
О том, как выжить в условиях кризиса, задумались не только строительные, но и риэлтерские компании. От жесткой конкуренции они стали переходить к взаимодействию. Так, в феврале некоммерческим партнерством УКЦ «Академия риэлторского мастерства» был проведен круглый стол агентств недвижимости Академгородка и Бердска, где обсуждалась ситуация на рынке. Участники пришли к выводу, что сейчас самое время перейти на всероссийскую практику оплаты услуг агентства как продавцом, так и покупателем объекта недвижимости.
Практика оплаты риэлтерских услуг только покупателем сегодня существует, пожалуй, лишь в Новосибирске. Так у нас сложилось исторически. В других городах России, в том числе и у наших ближайших соседей, комиссионные платят обе стороны, потому что каждой из них оказывается услуга. Продавцу – услуга по продвижению объекта недвижимости, включающая рекламу, осмотр, оценку технического состояния, анализ и подготовку документов, а также действия, направленные непосредственно на продажу и сопровождение клиента на сделке. Покупателю – услуга по покупке объекта недвижимости: подбор вариантов, показы, проверка юридической истории квартиры, сопровождение на сделке, а также предоставление гарантий.
Получается, что каждый из клиентов решает свою задачу, соответственно, каждый платит за оказанные именно ему услуги. Такая технология более справедлива и цивилизованна. С одной стороны, она позволит сделать риэлтерский бизнес более рентабельным. С другой – повысит качество предоставляемых услуг. Ведь когда клиенты платят деньги, они вправе быть требовательнее, – уверены участники круглого стола. К тому же, как показала практика, те квартиры, которые реализуются по возмездным соглашениям с продавцами, быстрее находят покупателей. А в случае некачественного обслуживания платная услуга позволяет продавцу защищать свои права в соответствии с законом «О защите прав потребителей».
Кризис дал очевидный толчок для изменения ситуации. Сегодня 10% продавцов уже оплачивают услуги агентств недвижимости. Риэлтеры считают, что к концу года это станет нормой для рынка.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии
"С продавцов будут брать деньги" И они охотно их будут отдавать?
Раньше кадровые агентства брали деньги с работодателей, а теперь и с соискателей вакансий.
Дурной пример заразителен. Теперь еще осталось сотовым операторам вернуться к оплате входящих звонков.