С болью и благодарностью
С болью и благодарностью
Сорок дней прошло, как не стало верного солдата Родины, замечательного наставника, преданного друга, любящего отца и мужа Виктора КРИШТАЛЯ. О его общественной деятельности, военно-патриотической работе с детьми не раз рассказывал «Навигатор».
Недетские игры
Мы познакомились почти пять лет назад на первых Армейских играх. Краткие, чёткие, исчерпывающие комментарии по поводу увиденного сразу выдавали в нём человека военного. Какие задания выполнить непросто, а какие можно бы и усложнить, в какой норматив необходимо уложиться при настоящих боевых действиях, каков вес экипировки при прохождении препятствия – для журналистов, которые в армии никогда не служили, Виктор Владимирович был незаменимым источником информации. Лишь изредка в его комментариях проскальзывало: «Это совсем не то!» или «На войне бы так весь отряд погиб!».
За 60 лет бравый морской пехотинец прошёл не одну войну: Ангола, Приднестровье, две чеченские кампании. Это только то, о чём он говорил или писал. Не по учебникам знал солдат как российское, так и иностранное оружие, владел техникой применения минно-взрывных средств. Обучая новобранцев, всегда старался донести до них, что война не игрушки, здесь всё происходит на самом деле, а жизнь у человека только одна… Виктор был честным, прямым и никогда не шёл на сделки с совестью.
Он вырос в Казахстане, где впитал истинно восточное отношение к семейным ценностям. Там и встретил свою красавицу Карлыгаш, которая до последнего его вздоха была верной спутницей, единомышленницей и надёжным другом.
Иногда он рассказывал, как увёл её из отчего дома. Возражений со стороны родителей невесты было предостаточно: опасная профессия, большая разница в возрасте и вообще он совсем другой… Впрочем, видя, как счастлива с ним дочь, родственники поняли: то, что он другой, не мешает ему быть очень, очень хорошим. Говоря о дочери Динаре, Виктор Владимирович часто повторял, что воспитал её правильно. Он был уверен, что с таким сильным характером, умением трудиться и любовью к семье и стране она не пропадёт.
Последняя битва
Выйдя в отставку, пошёл работать в школу. Параллельно занимался организацией военно-исторических реконструкций, ставших доброй традицией Бердска. Судьба не подарила ему сына, но он точно знал, каким должен и каким не должен быть настоящий мужчина.
Конечно, от школьников никто не ожидает подготовки уровня солдата-срочника. Но здесь перед Виктором Кришталём, который привык к дисциплине, взаимному уважению и субординации, открылись многие проблемы современной молодёжи: повальная инфантильность, безотцовщина, зависимость от гаджетов... Какой бы класс ни пришёл к нему на урок, поражало число мальчишек, которых надо не просто учить, а по-настоящему спасать.
– Здесь я впервые увидел подростков, не умеющих шнуровать ботинки и пришивать пуговицы. Видишь, на стене висят муляжи? Пришлось их всему этому учить, хотя хотелось идти дальше, делать запланированные деревянные изделия. Программа тоже ужасает. Кто сказал, что не нужно черчение? Как детали делать без чертежей, как дом строить, садовый участок планировать? Мы же не в каменном веке живём! – с болью в голосе делился Виктор своими наблюдениями.
Конфликты с учениками были редкостью. В большинстве своём мальчишки понимали, что требования бывалого солдата продиктованы техникой безопасности и здравым смыслом. Многие входили во вкус и с удовольствием прибегали в кабинет, чтобы обсудить новую идею или похвалиться сделанным. Отношения с родителями складывались по-разному. В основном понимали, поддерживали, но были такие, кто продолжал кричать на собраниях, что в их семье не фрезеровщика растят, и всё, что ребёнку понадобится, они ему… купят.
– Поражаюсь таким родителям, особенно – таким отцам. Всякое в жизни может случиться! – негодовал учитель. – Даже название предмета зачем-то изменили, а ведь приучать детей надо как раз к труду.
Последний бой Виктора Владимировича не был связан ни с далёкими переходами, ни с минным делом или стрельбой на поражение. В соответствии с циркулярами Минобразования учителей, не имеющих педагогического диплома, стали увольнять из школ. Это коснулось многих руководителей театральных студий, кружков рукоделия, вокальных коллективов, у которых, возможно, были призвание и талант, а вот корочек не оказалось.
Виктору Кришталю предложили заплатить 16 тысяч рублей за краткие курсы, которые позволили бы ему и дальше преподавать.
– Дело было, конечно, не в деньгах, а в принципе. Ему, по сути, предложили купить право учить и воспитывать наших детей честными и порядочными людьми, он же многим был как отец, – вспоминают родители ребят из 190-й и 61-й школ. – Конечно, это было для него оскорбительно!
В последней битве, из которой он вышел непобеждённым, он потерял последние силы. Виктора сразил старый коварный недуг. Остановилось сердце известного общественника и замечательного учителя.
Многолюдное прощание, похороны с воинскими почестями, стена из венков и море цветов снова напомнили старую истину: любить и беречь надо живых людей...
Светлана КНИЖНИК
Фото с сайта Бердск-онлайн
Комментарии