Россия и США: 200 лет официальных отношений
Россия и США: 200 лет официальных отношений
Россия и США: 200 летофициальных отношений
Мы никогда не воевали, а в решающие моменты историипочти всегда поддерживали друг друга. Мы поддерживали Америку, когда онавоевала с Англией за независимость. И в первой, и во второй мировых войнах нашистраны были союзниками. Единственный стабильно враждебный период в нашихотношениях – это холодная война, но и в это время товарообмен «зерно –нефтехимическое сырье» продолжался. Даже угрожая друг другу ядерными ракетами,мы так или иначе оставались партнерами.
Об истории и перспективах российско-американскихотношений накануне 200-летия их официального установления рассказывает историк,политолог, преподаватель НГУ Сергей КУЛИКОВ.
Ни в американской, ни в российской прессе никто неговорит о круглой дате в наших государственных отношениях. Ни слова по обестороны океана! Возможно, это происходит потому, что эти отношения до сих порнаходятся на неприлично низком уровне развития, совершенно не характерном длятаких крупных держав. Исторически сложилось так, что Россия и Америка знаютдруг о друге чудовищно мало и слабо понимают друг друга.
Конечно, нас разделяют океаны, и мы редко имеемвозможность встретиться. Огромное количество американских политиков никогда небыли в России. Они не знают русской культуры, русского языка. Они получаютинформацию не только от ЦРУ, но читают свои газеты и, прекрасно понимая, чтожурналисты могут писать что угодно, все равно доверяют им. В этом смысле вРоссии имеет место более компетентный и объективный взгляд на США, посколькуамериканистике у нас с советских времен придавалось большое значение. Людей,которые жили в США, читают американскую литературу и следят за событиями, вРоссии значительно больше. У нас никто, кроме, пожалуй, надоевшего МихаилаЗадорнова, не выставляет американцев идиотами. В американских же фильмахрусские то и дело изображаются придурковатыми бандитами или совершеннымидуболомами, которые киркой работают на станции «Мир». По мнению многихамериканцев, по нашим улицам бегают медведи.
Разумеется, это преувеличение и мнение простогонарода. Но это мнение, которое в той или иной степени влияет на взгляд политикав демократическом государстве. А для политика нет ничего хуже, чем опираться навзгляд простого народа. Помните зимние Олимпийские игры в США, где наших спортсменовпостоянно проверяли на использование допинга? После этой Олимпиады опрос общественногомнения показал, что только 17% россиян воспринимает США как дружественноегосударство. К концу 2002 цифры вернулись к прежнему показателю – 39%, но мычетко видим, что спортивная журналистика сделала свое дело, рассказывая, как«гнусные янки вертят судейской комиссией», и что во внешней политике опиратьсяна настроения общественности ни в коем случае не стоит. Когда Америка напала наИрак, цифры статистики снова стали очень плохими.
ПОЛИТИКА ЗА КУЛИСАМИ
Регулярные опросы показывают, что россияне иамериканцы стабильно воспринимают государства друг друга как недружественные,и, к сожалению, эта стабильность во многом влияет на формирование внешнейполитики. Левада-центр опубликовал статистику за 2006 год, котораясвидетельствует, что американские и российские граждане настроены оченьпатриотично в отношении собственных стран, готовы хвалить свои действия и критиковатьдействия друг друга.
Но есть один любопытный нюанс: пресса США всегда сбольшой готовностью обсуждает внутренние проблемы России – от Чечни, делаЮКОСа, отношений России и Беларуси и до судебной системы и диссидентов новогообразца. Причем это не критика доброжелательных советов, ведь они не предлагаютникаких решений – только активно сочувствуют. Доводилось ли вам читать вофициальной отечественной прессе, как кто-то из наших политиков или бизнесменовобсуждает внутренние проблемы США, такие как действия компании «Энрон», не такдавно ограбившей большое количество американцев? В результате таких отношенийпроисходит полная блокировка, и даже справедливые замечания американцев мывоспринимаем в штыки. Реально мы сходимся только по двум базовым пунктам – надобороться с ядерным вооружением и терроризмом. А как бороться с распространениемядерного оружия, кого мы будем считать террористами и какими методами боротьсяс ними – воевать или договариваться – здесь уже начинаются сплошные нестыковки.
В жизни же все обстоит гораздо проще – чем меньшевмешиваются в политику разные мнения и силы, тем проще сторонам найти общийвектор и сформировать единое отношение к ситуации. Вспомните вторую мировую войну– разве Сталин, Рузвельт и Черчилль объясняли свою позицию публично? Акончилось это «шушуканье» самой лучшей в истории системой международныхотношений, которая предотвратила новую мировую войну.
ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА
Образы враждебных государств СССР и США упредставителей старшего поколения укоренились очень основательно. Ситуациястала постепенно меняться с приходом к власти Михаила Горбачева, когда Рейганпереборол себя и приехал в 1988 году в Москву. Позже, когда мы уже окончательносменили политический строй, Борис Ельцин начал открыто заявлять, что Америка –наш союзник. И это не было заискиванием – он был искренне в этом убежден. Уроссийского правительства сложилось мнение, что раз наше государство больше неидет к коммунизму семимильными шагами, теперь Америка должна стать нашимповодырем в западный мир и выделить энное количество долларов на благо развитиякапитализма в России. И, разумеется, напичкать нас своими советниками, которыебудут давать рекомендации по решению проблем выхода в рыночную экономику. Вначале 90-х эта иллюзия активно подкреплялась правительством РФ.
Но с приходом к власти администрации Клинтона всестало на свои места, и наша страна заняла позицию ослабевшего государства наначальном этапе экономического и военно-политического развития. По Сеньке шапка– никто нас не собирался вытаскивать из своего болота, и когда это дошло до сознанияроссийского правительства, случился настоящий шок. Россия стала терять статусвеликой державы. Неожиданно оказалось, что внешняя политика – это жестокоепаучье царство, а не общество благородных девиц, и внешний политическийцеремониал не имеет никакого значения.
С середины 90-х годов началось отрезвление, котороепривело к недопониманию с обеих сторон. Андрей Козырев, олицетворявший тогдароссийскую внешнюю политику, был с треском уволен – прагматическая мысльпостепенно обретала понимание в правительстве. Россия была вычеркнута из спискастран, которые могли бы разделять глобальную власть, – «глаз Саурона» обратилсяна Китай. И балканский вопрос, и расширение НАТО были решены так, как этопланировалось США – никаких рычагов реального воздействия у России не было.
Тем временем наш экономический спад продолжался.Помогало поддерживать былой статус то, что мы по-прежнему оставались ядернойдержавой, с которой лучше не шутить. Когда в сентябре 2001 года послетрагических событий Америка поняла, что она тоже уязвима, а Россия с новымпрезидентом Путиным выступила в поддержку США, заговорили о новой вехе вроссийско-американских отношениях. Джордж Буш стал активно демонстрироватьлояльность к нашему государству и президенту, но уже через пару лет, начиная с2003 года по настоящее время, государственные отношения снова охладели. Еслипосмотреть подшивки Wall Street Journalили Newsweek, можно обратить внимание, что настрой к России явнонедоброжелательный, причем в отличие от нашей политически корректной официальнойпрессы там в выражениях никто себя не ограничивает – основные американские СМИне любят Россию очень крепкой любовью. Впрочем, это всего лишь пресса,формирующая только общественное мнение, – даже самой демократической страноймира правит не народ.
ВЕЧНО ОПАСНАЯ ДЕРЖАВА
Когда СССР закончил свое существование, статус страныупал примерно на порядок. Для Америки из сверхдержавы, которая делала весь мирбиполярным, мы превратились в проблемную великую державу.Российско-американские отношения перестали играть ту роль, которую они игралина протяжении многих десятилетий.
Сегодня Америка и Россия – это Юпитер и Марс. Нашаэкономика соотносится с американской в лучшем случае как 1 к 12. Месяц назаднаселение США достигло 300 миллионов. В России эта цифра пока равна 142 млн,но она продолжает уменьшаться. Хочется верить, что наш народ поймет, в чем егосила, что он станет плодовитым и умным, но пока перспективы весьма туманны. Вденежном выражении военные расходы России соотносятся с американскими как 1 к 15.Тем не менее, в Америке нас воспринимают как стратегически опасное государство.Странно: что бы у нас ни происходило – развал Союза или же экономический рост –мы почему-то все время представляем для США какую-то опасность. В первом случаеони боятся, что власть захватят террористы, во втором – наше развитиепредполагает естественное укрепление военного сектора.
Но при ближайшем рассмотрении все не так уж плохо.Например, российскому государственному чиновнику Абрамовичу дали официальноеразрешение на покупку небольшого бизнеса, который имеет некоторое отношение коборонной промышленности США. Кроме того, России позволили вступить в ВТО.Таким образом, к России реализуется двоякое отношение в политике – кнут ипряник. Правда, пряник предлагает нам непосредственно президент США. Припроизнесении фамилии «Буш-младший» россиян сразу тянет рассказать анекдот ипохихикать. Совершенно напрасно мы привыкли воспринимать его таким образом. Посути, это прагматик и единственный человек из американских политиков, которыйгораздо лучше разбирается в политике, чем его советники. Ведь именно онсдерживает антироссийскую политику некоторых представителей американскойвласти, и это нужно ценить.
РУДИМЕНТЫ ЭВОЛЮЦИИ
Безусловно, приятно, что президент США не считаетРоссию опасной страной. Но в американском демократическом обществе принятопредставлять оппозицию одной точке зрения. И на одного «доброго дядю» тамвсегда найдется пара «злых собак». До недавнего времени таких собак было две. Эточеловек эпохи холодной войны, теперь уже бывший министр обороны ДональдРамсфельд. Вторая – вице-президент Дик Чейни, который, несмотря на предельнонизкие рейтинги, точно будет работать до конца срока управления Буша. Поэтомуто, что внешнюю политику контролирует и определяет сам Буш, а не еговице-президент – это принципиальный момент, а также большая радость для России.В любом случае, среди не самых дружественных государств для США Россия занимаетдалеко не первое место. Слава Богу, существуют такие страны, как Северная Корея,Палестина, Иран, Венесуэла.
В истории были времена лояльного отношения России иСША, и не исключено, что когда мы избавимся от грехов капитализма раннеймодели, наш портрет станет значительно чище. Ведь, если посмотреть историю XIX века, все страны прошли через это безобразие, просто мы опоздали в этомпроцессе. Жаль только, что у нас нет своего лобби в Америке, так же как нетамериканского лобби в России. В США есть армянское, еврейское, ливанское лобби,но русского – нет. Представьте себе, что у нас в стране появилось американскоелобби, защищающее интересы американских деловых кругов. В лучшем случае ихбудут считать врагами, в худшем – МВД заведет уголовные дела, а ФСБ проведеткакое-нибудь активное плановое мероприятие. Мы никак не можем наладитьнормальный механизм взаимодействия. Много странностей возникло также послеперехода России к рыночной экономике. Тот нормальный эгоистический и нелояльныйвнешнеполитический механизм «деньги – товар», которому нас учили столько лет ик которому мы наконец пришли сегодня, вдруг вызвал недоумение США. Все эторудименты эволюционного развития. Для формирования адекватного восприятия этогофакта должно пройти время.
В будущем году в России и Америке состоятся выборы, и90% того, что будет произноситься в американских предвыборных кампаниях, кправде и соответственно к реальной будущей внешней политике по отношению кРоссии не имеет никакого отношения. Если сегодня слушать потенциальныхпретендентов на президентский пост, то все они настроены к нашему государствукритически. Но не стоит обращать на это пристальное внимание – как бы они нибыли настроены к России в действительности, они просто не могут рисковать своейкарьерой, отзываясь о ней положительно. Надо четко понимать, что нам все равно,кто победит на американских выборах – демократ или республиканец. И в том, и вдругом случае он будет налаживать с Россией дружественные отношения, и здесьбудет играть роль не предвыборная болтовня, а национальная государственнаяполитика США. И мы вне зависимости от результатов наших выборов тоже будемстараться отвечать взаимностью, потому что политика – это искусство возможного,а признание реалий – главный показатель политического профессионализма.
Подготовила
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии
Для Наблюдатель:
А что такого преступного, если губернатор Чукотки имеет свой бизнес в США, пусть и оборонный? Ну делает он плиты для хаммеров и пусть себе делает. Чукотка от этого не обеднеет - не он так кто-то другой. Если бы директор Нью-Йорк пиццы или Тревелерз-кофе был мэром какого-нить американского захолустья, по вашему мнению его бы следовало гнать отсюда грязной метлой что ли?
То, что российскому бизнесмену Абрамовичу оказали высокое доверие американские власти, может быть, и лестно с точки зрения господина Куликова, но почему к российскому чиновнику Абрамовичу, работающему на американский оборонный комплекс, лояльно относятся НАШИ власти, абсолютно непонятно. И почему такому положению дел нужно радоваться? Ответьте, уважаемый политолог!
Надо строить отношения с США! Надо строить враждебные отношения с США!