Рыба с человеческими глазами
Рыба с человеческими глазами
Рыба с человеческими глазами
Детская мультипликация, детское творчество... Как замечательно, что именно читатели нашей академгородковской газеты «Навигатор» инициировали дискуссию на эту тему. На страницах журналов, газет и иных периодических изданий к ней обращаются не так уж часто. А зря. Ведь даже наш глубокоуважаемый президент Владимир Владимирович Путин отметил, что развитие детской мультипликации необходимо. Необходимо ее возрождение. Будем надеяться, что этого светлого момента мы дождемся.
Я хотел бы тему детской мультипликации вывернуть наизнанку. Не просто детская мультипликация, а мультипликация руками детей. Возможно ли это? Без сомнения. Об этом свидетельствует тридцатилетний опыт новосибирской киностудии «Поиск», где дети не только делают мультфильмы, но и получают призы на фестивалях, соперничая с воспитанниками оскароносного Александра Петрова.
Что такое детское творчество, детский мультфильм? Чем он отличается от взрослого? Что может получить взрослый и ребенок от просмотра детского мультфильма? Попытаюсь конспективно ответить на эти вопросы.
Первое. Взрослый и ребенок обладают разными типами восприятия действительности. Взрослый анализирует и рефлексирует. Ребенок созерцает, воспроизводит действительность – именно такую, как она ему открывается. Противоречия в этом созерцательном восприятии не выявляются. Ребенок не знает главной составляющей драматургии – конфликта. Его творения бесконфликтны. Здесь еще нет добра и зла, Адам и Ева еще не съели пресловутого яблока. Да, рай! Не смейтесь, по большому счету так оно и есть. Или, если вам легче будет понять по-иному: китайская акварель. Хайку. Тотальное созерцание.
Я не хочу сказать, что детское восприятие лучше и чище взрослого. Ребенок еще просто не дорос до рефлексии. Он с огромным удовольствием поглощает любую «сюжетную», «конфликтную», «взрослую» информацию. Он переваривает ее и дает результат в виде игры, некоего незамутненного игрового зеркала. И привносит во «взрослый» мир, казалось бы, потусторонние элементы. К примеру, мы с детьми часто занимаемся придумыванием историй. За основу берем шаблон. Традиционную завязку, кульминацию, развязку. И вот, придумывая сказку про то, как инопланетяне прилетели на Землю, одна девочка выдала: «И они увидели рыбу с совершенно человеческими глазами». И вся взрослая драматургия идет прахом, нет ни хорошего, ни плохого, ни конфликта – ничего нет. Только вот эта рыба. С глазами. Человеческими. Общаясь с детьми, очень важно сохранить эту детскую «чистоту». Всем известно, что именно из нее выходят замечательные образы. Вспомним Пиросмани, Анри Руссо, Марка Шагала. И вспомним наших детей... Похоже? Без сомнения.
Превращая подобные истории в мультфильмы, дети создают особый мир, волшебное и поразительно «реальное» пространство. Они в нем живут, и вы будете жить. Если присмотритесь. Если захотите. А потом, выбирая для ребенка мультфильмы – и нет разницы, отечественные они или зарубежные, – вы вдруг обратите внимание: волшебное окно приоткрылось, райские звери ходят и шепчутся друг с другом тихонько. Медведи и котята, кроты и орлы, ежи и людоеды со скрипками. Именно этим критерием и надо руководствоваться. Ведь самое главное, чтобы у рыбы были совершенно человеческие глаза.
В. Иткин,
ведущий преподаватель киностудии «Поиск».
Комментарии