Реквием по любимой
Реквием по любимой
В Советском районе стало на одну школу меньше. Как ни грустно, но в Год учителя не прозвенит первый звонок в старейшей школе Академгородка – №125.
– Будь же ты вовек благословенно, что пришло отцвесть и умереть! – с выражением читает девушка, стоя у школьной доски.
Мысли о начале и неизбежном конце всего сущего рано или поздно посещали каждого из нас. Но всегда жила в подсознании уверенность в том, что и среди материальных предметов есть незыблемые вещи, на которых держится жизнь. Почему-то к таким «вечным» вещам мы относили лес, родной дом и… школу.
Реструктуризация – удел многих малочисленных школ, закономерное явление процесса оптимизации. Специалисты говорят, что это не закрытие. Однако факт остается фактом: ученики расходятся по другим школам, педагоги обдумывают проблему дальнейшего трудоустройства. Как это страшно, когда за плечами не один десяток счастливых лет успешной работы! За 53 года существования этой школы здесь росли и работали целые династии учеников и учителей.
ЭТИ ГОДЫ НЕ ЗАБЫТЬ!
У многих выпускников со 125-й связаны самые светлые моменты детства и юности: первый звонок, первая «пятерка», первая школьная любовь. Сегодня модно говорить о психологическом комфорте в школьных коллективах и критиковать советскую систему образования. Но если бывшие ученики отзываются о школе с таким теплом, значит, им было там неплохо.
– Никогда не забуду доброжелательную и по-настоящему деятельную атмосферу, царившую в нашей школе в 80-х годах. Тогда крепкому коллективу педагогов-стажистов не приходило в голову выделить отдельным пунктом плана проведение мероприятия патриотической или эстетической направленности. Разноплановая воспитательная работа, будучи систематизированной, шла своим чередом и была неотъемлемой частью школьной жизни. Каждый ученик занимался тем, что его интересовало, достигая значительных успехов в учебе и общественной жизни, – вспоминает Светлана Прохорова, преподаватель русского языка и литературы. Много лет она состояла в школьном активе, легко совмещая успешную учебу с обязанностями председателя совета пионерской дружины. По словам моей собеседницы, из 45 учителей, работавших в 1995 году в 125-й, было десять ее выпускников разных лет. Эту же школу окончили секретарь директора и медсестра образовательного учреждения.
Навсегда остались в памяти не только учителя, но и всё сотворенное их умелыми руками. Тогда не собирали денег на нужды школы – все необходимое для учебы оборудование создавалось самими педагогами и их увлеченными учениками.
– В нашей школе был потрясающий кабинет биологии. Широкие подоконники и многочисленные арматурные стойки утопали в разнообразных цветах. В застекленных нишах стояли наглядные пособия: скелеты животных и птиц, энтомологические коллекции, заспиртованные черви и многое другое. У задней стены за стеклом располагалась композиция из чучел и природных материалов, изображавшая волка, охотящегося на уток. Для поддержания в хорошем состоянии всего этого великолепия требовалось трудолюбие пчелы и мастерство токсидермиста. Учитель физики создавал прекрасный киноархив. Далеко за пределами школы гремела слава о школьном хоре «Жаворонок», – рассказывает ветеринарный врач клиники «Друг» Янина Русакова.
– Никогда не забуду наши походы на берег Оби, лыжные состязания и, конечно, школьные занятия УПК, сменившие в 8-м классе уроки трудового обучения. Медицине нас учила школьный педиатр. Многое из ее уроков я помню до сих пор. Учились не просто технике неотложной помощи и азам диагностики, а чуткому и внимательному отношению к человеку. В числе многих я пошла после школы в медицину. Остальным девушкам полученные знания очень пригодились в семейной жизни, – делится воспоминаниями врач-неонатолог Ирина Петрова.
Фанатам Интернета будет интересно узнать, что до модернизации сайта «Одноклассники» выпускники 125-й представляли там самое большое сообщество. Но это так, в свободное от основных занятий время. В реалии дружба, зародившаяся в стенах школы, шагнула вместе с выпускниками во взрослую жизнь. Однокашники продолжают общаться, деля пополам все беды и радости.
STATUS QUO
Когда безрадостные прогнозы о перспективах 125-й школы стали звучать все увереннее, многие жители Городка всерьез забеспокоились. Людей интересовало, что станет со зданием школы после ее закрытия, куда денутся учителя и технический персонал учебного заведения. Не повторится ли история с детскими садами, которые закрывались и продавались в 90-е годы, что привело к нынешнему дефициту детсадовских мест? На все эти вопросы ответила начальник районного отдела муниципального образования Зинаида Гребнева.
– Здание остается в структуре образования и переходит в оперативное управление вечерней сменной школы №35, ранее арендовавшей здесь площадь 617 квадратных метров. На втором и третьем этажах будут заниматься ученики «вечерки», которых немало. Мы ходатайствовали о сохранении спортивного зала и школьной столовой. И то, и другое пригодится учащимся вечерней школы, нуждающимся в полноценном питании и занятиях физкультурой. Боковое крыло первого этажа, оборудованное отдельным входом, передадут известному во всем городе Центру Бороздина. Там будет произведен ремонт с учетом индивидуальных особенностей детей, посещающих центр. Переезд не только улучшит условия для реабилитации детей, но и позволит открыть три группы в детсаде №277, где центр располагался ранее. А это 60 дополнительных путевок в детский сад. Остальные площади первого этажа займет Центр образования пожилых людей, приемные двух депутатов, Ресурсный центр общественных организаций Правобережья и местная организация ВОИ, сейчас располагающаяся в подвале жилого дома.
Часть учителей ушли на заслуженный отдых, остальные нашли работу в других школах района. Вслед за любимыми педагогами разошлись и руководимые ими классы. Попал под сокращение техперсонал. Однако согласно новому штатному расписанию, составленному директором ВШ №35, 90 процентов его останутся на своих рабочих местах. Правопреемницей становится школа №190, туда передадут архив документов, там будут выдаваться необходимые справки бывшим ученикам и педагогам 125-й школы.
ДРУГАЯ ИСТОРИЯ
Как и положено капитану корабля и его верному помощнику, последними закрывающуюся школу покинут директор и главный бухгалтер. Имущество частично останется в «вечерке», частично разойдется по другим учебным заведениям.
Вывеска, много лет украшавшая центральный вход, достойна упокоения в любом районном музее. Впрочем, теоретически возможно появление новой 125-й школы.
– При реструктуризации номер школы уходит в резерв, – продолжает свой рассказ Зинаида Гребнева. – При открытии новой школы или возобновлении работы в этих стенах ей может быть присвоен прежний номер. Однако требования Роспотребнадзора настолько ужесточились, что старые здания становятся все более непригодны для обучения детей. Открытие детсада «Незабудка» на ОбьГЭС наглядно показало нам разницу между новыми и старыми типовыми проектами. Убеждена, что вместо реанимации старых зданий надо строить новые школы и детские сады.
С таким заключением сложно не согласиться. Конечно, будет здорово, если в новом микрорайоне откроют красивую, комфортную, современную 125-ю школу. Это будет уже другое образовательное учреждение, другой коллектив и другое поколение учеников. Но номер старейшей в нашем районе школы со славной и долгой историей – не название затонувшего корабля, а своеобразный амулет, который может принести удачу. Пусть новая 125-я станет счастливее нашей. А в благодарной памяти выпускников навсегда останется та любимая желтая школа, подарившая столько трогательных и счастливых моментов.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии
и что дальше
может наш белый дом закрыть . так для балланса.