Развитие в домашних условиях
Развитие в домашних условиях
Нашему малышу недавно исполнился годик. Нам с мужем очень важно заниматься его развитием. Я обзвонила ближайшие к нам детские центры – везде принимают деток с полутора лет. Можно ли хоть что-то делать для развития ребенка в домашних условиях?
Развитие ребенка в первую очередь происходит дома. Маленький человек развивается, играя. Для него разницы между игрой и познанием не существует. Малыш учится новому и развивается каждый момент жизни, в то же время любой ее отрезок, если он доставляет ему удовольствие, представляется увлекательной игрой.
Поэтому игрушки, их ответственный выбор необыкновенно важны для ребенка. В возрасте от года до трех основная задача развития – познание физических свойств различных предметов. Следовательно, игрушка должна быть многофункциональной. Хорошо, если ее удается использовать несколькими разнообразными способами. Например, катать, ставить на другие игрушки, стучать, комбинировать. Под это описание идеально подходят кубики, мячики, модули различных конструкторов. Конечно, для того, чтобы ребенку было интересно с этими довольно простыми игрушками, необходимо, чтобы кто-то показал начальный набор возможных манипуляций с имеющимися предметами. Далее малыш будет двигаться сам, изобретая все новые и новые способы использования.
Дорогие игрушки, выполняющие какие-либо движения или издающие звуки, будут некоторое время привлекать ребенка без всякого участия взрослого. Краткое время малыш будет занят исследованием функций предложенного предмета. Чтобы при этом ребенок развивался, важно не ограничивать его манипуляции. Ведь если игрушка обычно стоит на полочке, вне досягаемости и изредка достается мамой со словами «глазки смотрят – ручки не трогают», развития ребенка не происходит.
Способствует развитию речь, обращенная к малышу. Ошибочно полагать, что таким же эффектом обладает включенный в фоновом режиме телевизор. Играя подле включенного прибора, ребенок может либо не обращать на него внимания вовсе, либо со стеклянными глазами смотреть рекламные ролики. К сожалению, для годовалого малыша иное восприятие голубого экрана не предусмотрено возрастными особенностями. Речевого развития не будет в любом случае. Словарный запас ребенка, грамматический строй его речи обогащаются в диалоге со взрослым, когда общение происходит на уровне глаз, слова и фразы повторяются несколько раз, достигая понимания ребенка.
Привлечение дочери или сына к простым бытовым делам также способствует развитию. Складывание белья в стиральную машину развивает комбинаторную логику – какое белье с каким допустимо класть одновременно в стирку; работа с веником на кухне учит координировать свои движения – как вести веник, чтобы замести вон ту крошку?
Совместные игры с малышом, доступные ему по возрасту, создают хороший базис для возможного в будущем сотрудничества со сверстниками. Ребенок, участвуя в таких играх (прятки, догонялки, ладушки), учится принимать во внимание фактор другого человека, с его собственными возможностями и желаниями. Конечно, учится этому малыш далеко не сразу, но в дальнейшем полученные навыки обязательно пригодятся.
Таким образом, для маленького ребенка именно родители, а не образовательное учреждение или специальные группы становятся основным источником развития. Даже став старше и начав посещать различные кружки и секции, он все равно будет видеть основным ориентиром на своем пути развития собственных маму и папу.
Анна БЕРДНИКОВА,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии