Раздвоенное соло
Раздвоенное соло
С 6 по 24 августа в Выставочном зале Дома Ученых состоится выставка художника Олега Шелудякова «Пейзаж с двумя неизвестными». Впервые за последние три года, проведенные во Франции, Олег показывает свои работы в Академгородке. За это время прошло несколько его персональных выставок в Голландии, Германии и Франции, и вот теперь новосибирские зрители могут познакомиться с новыми картинами художника. Приглашаем на вернисаж во вторник 6-го августа в 17.00
Возрадуемся! В быту ли, в странствии, в боях! В Доме Ученых открывается выставка художника Олега Шелудякова, именованная «Пейзаж с двумя неизвестными». Явный отголосок сухости математической постановки в названии экспозиции — игривый маневр, так как вся выставка это парадный побег от статистики и механичности. Пред зрителем предстанет честная живопись маслом, – открытая, с легкой неприкаянностью, напевно зовущая за собой. Художник предложил нам участвовать в перекличке чувств — на плоскостях холстов повстречаем и осенний набат одиночества человека в мире, и таинственное напряжение самых рядовых проявлений повседневности. Повар в скромном сиянии кулинарных ухищрений, кофе в постель от неизвестной персоны, служивый матрос, прикупивший бананы (немудреная экзотика побывки? передача дорогому человеку в больнице?), карточная рассыпчатость городских пейзажей.
Картины Олега имеют гуманистическую глубину – эмоциональность, чувственность, поэтичность, выразительность, напряжение между физической поверхностью картины и сущностью изображения. Живописное творчество Олега можно охарактеризовать немодной ныне человечностью. Картины этого художника не несут вызов, окрик или увесистое напутствие. Они проникнуты спокойной разделенностью, сумеречной приглушенностью беседы с давним знакомцем. Глядя на его картины, каждый зритель может ощутить, что вся эта нехитрая затейливость полотен, именуемая жизнью, сервирована именно для него, каждого отдельно взятого посетителя выставки.
В активном регистре представленных полотен уверенно тлеет стойкий эротизм,- опять же,- как бытовое чудо, как напор стихии, которая то очеловечивает нас, требуя собранности и ответственности сознания за свои действия, то испепеляет безумным авралом озарения. Так окрыленный Казанова, отпорхнувший от очередной пассии на одной из картин, уверенно пикирует в будущее. В контексте выставки тонкая эротичность некоторых изображений как бы добавляет намек на волнующее присутствие человека в мире других людей и предметов, открытых для интерпретации и оценки, но всегда отстоящих на дистанции стыда, желания, недопустимости, отчуждения, пресыщенности или неполноты обладания.
Модернистский строй представленных картин с их продуманной капризностью композиций, персонификацией чувств и предметов дает достаточный разгон взгляду, чувству и воображению, чтобы оторваться от тотальности физического и найти собственное пространство для игры ощущений, ассоциаций и чувств. Вот тут-то и вкрадывается тема раздвоенности. «Пейзаж с двумя неизвестными» изобилует, с одной стороны, материальностью и веселым заземлением, а с другой–прямым изображением или подспудным выражением полета. Быть может, «неизвестные» в представленной экспозиции – это тело и душа, эпикурейство и стоицизм, время и бесконечность, художник и зритель. Тревожная близость этих двух неизвестных колядует в каламбурном единстве. Заземление и полет порождают падение. Падение в жизнь, творчество, попытку осознать и выразить себя через мир, а мир через себя.
Борис Зубкус. Нью Йорк, 2008.
Комментарии