«Прокуратура не терпит случайных людей»
«Прокуратура не терпит случайных людей»
2017-й – год 295-летия со дня создания прокуратуры в нашей стране, 95-летия Новониколаевской губернской прокуратуры и 80-летия прокуратуры Новосибирской области. Важнейшее звено российской правоохранительной системы и сегодня выполняет задачу, поставленную Петром I: «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Наш корреспондент пообщался со Светланой НИКИФОРОВОЙ, которая 25 лет трудилась в прокуратуре Советского района, расспросил о специфике работы и людях, стоящих на страже закона.
– Светлана Юрьевна, от тех, кто столкнулся с несправедливостью, нередко приходится слышать: «Я буду жаловаться в прокуратуру!». Действительно ли этот госорган разбирает обращения по всем сферам жизни?
– Это, конечно, заблуждение, что прокурор всесилен и может решить любой вопрос. Полномочия прокуратуры не безграничны, её деятельность строго регламентирована. Если поступившее обращение не в компетенции прокурора, оно направляется по подведомственности, а гражданину разъясняются требования закона. Тем не менее прокурорские работники обладают большими полномочиями в сфере надзора за соблюдением законности в обществе. Они указывают на выявленные нарушения, требуют их устранения, ставят вопросы об ответственности виновных.
– С чем люди обращаются в прокуратуру чаще всего?
– С теми вопросами, которые их непосредственно задевают. Обычно с какой-то бедой – никто ведь со своим счастьем к прокурору не пойдёт. В настоящее время много обращений, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, с работой полиции по уголовно-процессуальным вопросам. Не всегда люди знают, на что имеют право и как его защитить, но общая тенденция – граждане всё чаще пытаются отстаивать то, что положено им по закону. Несколько лет назад отношение было иным: обидели – ну и ладно, перетерплю. Сейчас и обращение в прокуратуру, и судебная защита стали больше пользоваться спросом. Когда я начинала работать в 1991 году, по нашему району за год поступало около 200 заявлений. Сегодня – 2-3 тысячи, то есть в 10-15 раз больше. Это в какой-то степени говорит о доверии к надзорному ведомству, и его хочется оправдать. Любой ответ, который подписывает прокурор или его заместитель в соответствии с полномочиями, должен быть по существу каждого изложенного довода. За этим серьёзный контроль не только непосредственного руководителя, но и вышестоящих органов.
– Вам довелось работать под началом пяти прокуроров. Сложно было каждый раз перестраиваться?
– Знаете, нет. Все наши прокуроры – люди достойные, о них у меня остались самые хорошие воспоминания. Принял меня на должность заведующей канцелярией Геннадий Иванович Култышев. Благодарна ему за это решение, определившее дальнейшую жизнь. Мне дали хорошие рекомендации из суда, где работала секретарём, но не было профильного образования. Позже окончила Томский госуниверситет.
Павел Иванович Ефименко в 1998 году порекомендовал меня на должность помощника прокурора. Долго присматривался, но поверил в мои силы. Сейчас он занимает пост заместителя прокурора Республики Северная Осетия – Алания. Добрый, душевный человек. Это может показаться удивительным, но при всей суровости профессии прокурор может быть таким.
Александр Геннадьевич Власов тоже оказал доверие, порекомендовав на должность заместителя прокурора в 2003 году. С ним мы работали дольше всего – два срока, он научил меня многому. Потом его перевели в Бердск, а оттуда в Советский район назначили Юрия Николаевича Ерёменко. Это профессионал с огромной практикой, охотно делившийся опытом в ходе работы. Спустя три года Юрий Николаевич ушёл на пенсию. Александр Геннадьевич сейчас в областной прокуратуре начальник уголовно-судебного управления. А у нас в районе пятый за мою службу прокурор – Николай Николаевич Земеров, руководитель принципиальный и требовательный. С ним я поработала немного, чуть больше года, и ушла на заслуженный отдых по выслуге лет.
Всего с 1958 года было девять прокуроров. Дольше всех возглавлял структуру Иван Васильевич Губернский – более 20 лет. При первом прокуроре, Мае Ефимовиче Алексееве, работало пять сотрудников. А сейчас 13: прокурор, два его заместителя и 10 помощников. Штат постепенно вырос, потому что значительно увеличился объём работы.
– Что необходимо сотруднику прокуратуры, чтобы полноценно выполнять свои обязанности?
– Во-первых, фундаментальные юридические знания, без них никуда. Во-вторых, невероятная трудоспособность и ответственность. Не все могут выдержать напряжённый ритм, интенсивность труда, жёсткие сроки выполнения задач. В-третьих, нужно быть морально- и стрессоустойчивым, чтобы ежедневно разбирать людские беды. Безусловно, важна дисциплина. Работники прокуратуры – люди в погонах, они подчиняются приказам, находятся на службе порой в ущерб и семье, и личной жизни. Новогодние праздники, например, всегда наполовину приходилось проводить на работе: конец года, отчёты, подведение итогов. Из-за таких высоких требований в прокуратуре всегда текучесть кадров. Случайные люди не задерживаются. Здесь невозможно отсидеться, надо выкладываться по полной. Остаются только те, кто любит свою работу, для кого она становится призванием. Поэтому иногда, когда читаешь безапелляционные комментарии в соцсетях, поражаешься той лёгкости, с которой клеймят всех сотрудников прокуратуры как чёрствых, высокомерных. Это оттого, что люди не знают суть нашей работы. А она тяжёлая, абсолютно не женская. Сын вырос – не заметила как. Спасибо моим родителям за то, что помогали, поддерживали.
– Есть ли истории, которые особенно запомнились?
– В мои обязанности входил надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов. Проверяла уголовные дела, материалы доследственных проверок, потом ходила по этим делам на судебные процессы в качестве гособвинителя. Всегда переживала, когда судили несовершеннолетних. Невозможно смотреть без слёз, когда за решёткой, на скамье подсудимых – дети. Они преступили закон и должны уже по возрасту сами за свои деяния отвечать. Но фактически они оставались детьми! Не могла привыкнуть, как-то абстрагироваться. Когда видела глаза этих ребят, исковеркавших свою судьбу, их родителей, трудно было с собой справиться. Не могла говорить, потому что ком подкатывал к горлу. Не помогали советы друзей и родных: «Не переживай так, ты же прокурор»… Таких дел было много, помню почти все...
– Что-то хотелось бы исправить?
– Нет ничего, что хотелось бы вернуть назад. Всегда всё делала, основываясь на законе, своём внутреннем убеждении, моральных принципах. Могу сказать, что 25 лет отслужила с честью, и мне ни за одно решение не стыдно. При всём разнообразии вопросов, с которыми обращаются в прокуратуру, в общем всё просто и формально: в рамках закона не так много вариантов. Главное – вести себя как человек.
– Что можете пожелать своим коллегам?
– Поздравляю всех работающих сотрудников органов прокуратуры, пенсионеров, а также членов их семей (они тоже служат вместе с нами) с профессиональным праздником и знаменательной датой – 295-летием образования надзорного ведомства. Всем желаю успехов, крепкого здоровья и силы духа, достатка и процветания в семьях. Пусть жизнь будет наполнена теплотой и радостью общения с близкими и любимыми людьми.
Татьяна ОСИПОВА, фото автора
Комментарии
Трагедия современной России состоит в том, что "люди в погонах" потеряли "честь мундира"! Не все, конечно, но достаточное количество, чтобы говорить о СИСТЕМЕ - о ПОРОЧНОЙ и насквозь КОРРУМПИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ!
Тем не менее, во времена, когда коррупция в России приобрела НЕВИДАННЫЕ масштабы, а круговая порука в органах власти похлеще той, что была при легендарном советском "блате", говорить о ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ прокуратуры, как института правосудия, не только нелепо, но и ЦИНИЧНО!
Да, всего лишь "надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации" и "и иные функции, установленные федеральными законами".
Имеет ли ещё какая-то структура на территории РФ такие широчайшие полномочия? Нет, не имеет!
«Прокуратура не терпит случайных людей» Действительно, не терпит. Если прокурор не участвует в круговой поруке, не имеет хороших связей - как минимум продвижения по службе в этой системе ему не видать.